Орловские предприниматели не могут воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых помещений

По данным мониторинга, проведенного комитетом облсовета по экономической политике, из 27 муниципальных образований региона Закон "о малой приватизации" реально работает лишь в четырех.

Об этом свидетельствуют отчеты о количестве заключенных с субъектами малого и среднего бизнеса договоров купли-продажи помещений. Они поступили только из Болховского района, а также Ливен, Орла и Мценска. Да и то, в Ливнах отчуждено всего четыре помещения, в Болховском районе - три.

Закон был принят еще в 2008 году, но в Орловской области его выполнение с первых же дней оказалось сопряжено с трудностями. Многие договоры аренды в свое время не прошли процедуру госрегистрации. Не было и реестра муниципальной недвижимости, в котором бы четко определялось: какое помещение можно продавать, а какое - нет. Все это пришлось делать в срочном порядке. В результате, по данным орловской мэрии, в 2009 году лишь 52 арендатора получили одобрение на право преимущественного выкупа помещений, а 74 было отказано.

- Когда я заключал договор аренды, в управлении муниципального имущества на помещение не было зарегистрировано право собственности, - рассказал корреспонденту "РГ" один из предпринимателей. - Поэтому госрегистрация была невозможна, хотя согласно закону 159-ФЗ она обязательна. Мой договор прошел эту процедуру только в прошлом году, после того как УМИЗ оформил право собственности. Думал, теперь-то все уладится. Но мне отказали, сославшись на то, что мой договор не соответствует установленным законом срокам. И не важно, что я уже шесть лет исправно платил аренду и за это время отремонтировал помещение.

С такой проблемой столкнулись десятки предпринимателей. Никто из них даже в суде не доказал свою правоту. Формально срок аренды начинается с момента госрегистрации договора. К тому же при отсутствии таковой арендные соглашения заключались, как правило, на один год, а затем перезаключались или пролонгировались. Закон же требует, чтобы помещение было арендовано беспрерывно не менее трех лет.

Кстати, в Орле долгое время действует негласный рынок рантье - посредников, "паразитирующих" на муниципальном имуществе. Зарабатывая на разнице цен, они сдают арендованные помещения в субаренду. Такие объекты под действие закона, естественно, не попадают.

В 2009 году в Орле лишь 52 арендатора получили право приватизировать арендуемые помещения

- Отсутствие усилий чиновников по привлечению предпринимательских структур в легальный и стабильный (в том числе с точки зрения времени и места нахождения) бизнес оборачивается утратой экономического влияния на целый сегмент региональной экономики, - считает секретарь общественного "Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей" Анна Киселева. - Хотя сектор малого и среднего бизнеса, субъекты которого имеют недвижимость и действующий на ней бизнес, - стабильная основа для поступательного развития региона. Какие бы доходы ни приносил этот бизнес, они будут вложены в его развитие.

Много вопросов вызывает и качество независимой оценки помещений. Для этой процедуры власти привлекают сторонние организации, работа которых оплачивается из бюджета. В конкурсе побеждает тот, кто предложит за свои услуги минимальную цену. Как проходят торги, знают только посвященные, но результаты деятельности выбранных экспертов нередко вызывают удивление.

К каждому постановлению об отчуждении имущества прилагаются акты независимой оценки, и цены в них, бывает, заметно разнятся. Например, у депутатской комиссии вызвала недоумение оценка двух помещений, расположенных в Орле в одном и том же здании. Степень их износа равна, и различие - только в качестве внутренней отделки (в стоимостном выражении это примерно 10-12 процентов). Несмотря на это, для одного арендатора цена выкупа установлена в размере 44,1 тысячи рублей за квадратный метр, для другого - 27,3 тысячи. То есть разница в оценке превысила 60 процентов. Таких примеров в Орле несколько. Есть случаи, когда одинаково оценены - в 11-12 тысяч рублей за "квадрат" - подвальное помещение на окраине и пользующаяся популярностью торговая точка в центре.

То же самое происходит в других городах. Так, в Мценске были проданы пять помещений, расположенных в одном здании. Разница между максимальной и минимальной ценами составила 70 процентов. Кстати, данные о таких сделках не вошли в отчет, присланный местными чиновниками в облсовет. Удивительно, но полные сведения депутаты случайно нашли в Интернете - они были опубликованы в одной из электронных правовых систем. Теперь народные избранники готовят обращения в прокуратуру, которая в последнее время уделяет повышенное внимание проведению котировок и конкурсов на выполнение госзаказов.

- Это одна из коррумпированных сфер использования бюджетных средств, - заявил в ходе координационного совещания руководителей правоохранительных органов прокурор области Сергей Воробьев. - К сожалению, оперативные службы правоохранительных органов не всегда концентрируют внимание на выявлении сговоров с хозяйствующими субъектами, которые в дальнейшем могут повлечь необоснованный допуск к участию в конкурсах и аукционах или отказ в нем.

Времени на то, чтобы изменить ситуацию, осталось мало. Срок действия закона ограничен 1 июля 2010 года. Уже сейчас можно говорить, что в масштабах региона надежды предпринимателей не оправдались. Власти на местах показали, что они либо не заинтересованы в реализации закона, либо просто некомпетентны.

Кстати

В 2009 году в Орловской области в рамках закона 159-ФЗ было отчуждено 68 помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Их общая площадь составила 12,4 тысячи квадратных метров, совокупная стоимость - 194,7 миллиона рублей. Средняя цена квадратного метра - 15,65 рубля.

А как у соседей

В КУРСКОЙ области, в городе-райцентре Рыльске, из 15 мелких предпринимателей, изъявивших желание воспользоваться гарантиями 159-го Федерального закона, ни одному не удалось заключить с городской властью договор о выкупе арендуемого муниципального помещения. С трибун и в местной печати глава города Александр Шевцов не устает повторять, что не допустит "разбазаривания народной собственности". Председатель гордумы Спартак Мгдесян со своей стороны всячески противится принятию депутатами положительных решений по заявлениям предпринимателей. Эта пара чиновников, пожалуй, может уже и "запантетовать" изобретенный ею способ, как саботировать исполнение федерального законодательства.

В мае 2009-го рыльская городская власть "узаконила" перечень находящихся в аренде и не подлежащих продаже в собственность муниципальных помещений. В ноябре перечень был уточнен и расширен - уже на 2010 год. В итоге, как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель районной организации Союза предпринимателей Владимир Латышев, запрет был распространен практически на все помещения, используемые в городе на условиях аренды под магазины, парикмахерские, сапожные мастерские и так далее. "Желающих выкупить арендуемое имущество - среди предпринимателей не так уж много - не более 10 процентов, - подчеркивает Владимир Латышев. - Но и эти люди в Рыльске ничего не могут добиться".