В Воронежской области ликвидируют свалки пестицидов

С территории Хохольского района вывезли на утилизацию 655 тонн ядохимикатов.

Наличие этой свалки эксперты считали одной из главных угроз экологии региона. Горы пестицидов в бетонных емкостях обнаружили несколько лет назад. В советское время здесь была база агрохимикатов, в 1983 году после пожара их изолировали. Специалисты Россельхознадзора установили: бывший владелец - предприятие "Хохолагропромхимия" - обанкротился, участок земли вместе со строениями перешел в собственность одного из ООО. Но ядовитая "начинка" в передаточных документах не фигурировала, поэтому бесхозными оказались более 500 тонн пестицидов, из них около 20 тонн гранозана - ртутьсодержащего препарата первого класса опасности. Когда-то этим ярко-розовым веществом обрабатывали семена перед посевом, затем применять запретили. Его пары вдвое токсичнее ртутных, яд накапливается в организме постепенно, почти не выводится и приводит к тяжелым последствиям - вплоть до генных мутаций.

Между тем склад не охранялся. Строения методично разбирали для продажи, многие мешки с пестицидами оказались под открытым небом. Предельно допустимая концентрация пестицидов в почве вокруг свалки превышена в 4-9 раз. А от нее до огородов местных жителей - менее 300 метров.

Все эти факты различные контрольные структуры фиксировали из года в год и требовали ликвидировать хранилище. Но вопрос упирался в нехватку средств: спецполигоны есть не в каждом регионе, а оплатить вывоз такого количества опасных веществ муниципальный бюджет не смог. Наконец, в октябре прошлого года по представлению прокуратуры суд обязал районные власти вывезти химикаты. Деньги по поручению губернатора выделили из резервного фонда области. В результате за полгода на спецполигон отправили 655 тонн пестицидов. Токсичные строения разобраны почти полностью.

Для области хохольская история, увы, типична. Еще несколько лет назад едва ли не в каждом районе можно было найти бесхозные (как правило, бывшие колхозные) склады пестицидов - запрещенных, устаревших, просроченных… Ядовитые вещества хранятся в лучшем случае в поврежденной таре, порой распространяют невыносимый запах, а по весне с талыми водами просачиваются в подземные горизонты. Где-то химикаты попросту закапывали, где-то - перепродавали, а пустые мешки с сохраненными названиями препаратов использовали в хозяйстве.

Окончательно избавиться от опасных веществ власти региона вознамерились давно, но денег, заложенных на утилизацию, не хватало. Так, за 2005-2008 годы в рамках областной целевой программы вывезли около 1040 тонн (в том числе более 100 - из Хохольского района). Однако предусмотренные средства закончились, а сотни тонн непригодных пестицидов в селах еще остались. Поскольку работы по утилизации очень дорогие, химикаты стали тайком подбрасывать в лесополосы…

Как сообщили в территориальном управлении Россельхознадзора, в области осталось примерно сто тонн непригодных пестицидов, 80 процентов из них - бесхозные. Эти цифры, однако, приблизительны. Например, трудно визуально оценить объем спрессовавшихся препаратов, которые не одно десятилетие лежат близ села Кучеряевка в Бутурлиновском районе. Это захоронение химикатов занимает три гектара. Областная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций направила губернатору ходатайство о выделении средств на утилизацию этих бесхозных пестицидов.

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Сапрыкин заверил корреспондента "РГ", что совместные с Россельхознадзором проверки его ведомство будет проводить и впредь.