Уникальный заказник "Клетнянский" уничтожается лесозаготовителями, а его животный мир беззащитен перед охотниками. Чиновники, призванные его охранять, озабочены лишь тем, чтобы смягчить режим пользования в заповедной зоне.
Заказник федерального значения, занимающий 30 тысяч гектаров в Клетнянском и Мглинском районах Брянской области, был образован в 1983 году, но в скромном статусе местного существовал еще с послевоенных времен. Летом прошлого года министр Юрий Трутнев утвердил положение о "Клетнянском" и передал его в ведение заповедника "Брянский лес".
Ученые установили, что здешние земли, сохранившие живописные пойменные дубравы, стали местом обитания редких видов водных растений и животных. Тут можно встретить не только черного аиста, мнемозину, быстрянку, кожана, но даже бурого медведя. Но вряд ли этот факт интересен тем, кто покусился на заповедные участки, где запрещены охота, рыбная ловля, а также проведение сплошных рубок. Несмотря ни на что, несколько предприятий по-хозяйски орудуют здесь пилами и топорами. Одному отдали три тысячи гектаров, другому - почти десять. В аренду передано 90 процентов площади всего заказника. Тяжелые лесовозы один за другим тащат кругляк в сторону Брянска, Москвы и других городов.
В начале года государственная инспекция заповедника "Брянский лес" провела рейд и выяснила, что положение, подписанное министром, грубо нарушается: "Ни в договорах аренды, ни в регламенте, ни в проекте освоения лесов не отражено, что участки находятся в пределах особо охраняемой природной территории федерального значения. Разработчики документов, видимо, "забыли" о существовании государственного заказника".
После этого руководители заповедника обратились в природоохранную прокуратуру.
Договоры аренды заключало управление лесами Брянской области. Начальник отдела этого учреждения Григорий Шитов жалуется, что положение о заказнике предусматривает слишком жесткие условия:
- Как будто - в заповеднике. Непонятно, зачем это сделано. Ведь помимо 30 тысяч гектаров самого заказника к особо охраняемой территории присоединены еще 20 тысяч гектаров полей и лугов.
Чиновники полагают, что тем самым ущемляются права местных жителей. Той же позиции придерживаются и в областном управлении Росприроднадзора. Забота одна - смягчить режим использования заказника. Для этого в министерство шлют одно письмо за другим.
Директору заповедника "Брянский лес" Александру Никитенкову, похоже, гораздо проще найти общий язык с обычными хищниками, чем с цивилизованными:
- Есть Лесной кодекс, есть закон об охране окружающей среды, но в управлении лесами не сочли нужным их чтить. А заказник действительно уникален: 18 видов редких растений и семь видов животных занесены в Красную книгу России. Дубравы, сосновые леса - все это нужно сохранить для потомков, а не писать друг другу бумаги. Я до сих пор не могу понять, каким образом утверждались лесные планы, которые противозаконны.
Депутат областной Думы Юрий Петрухин предупреждает:
- Лес до сего дня пилится, осталось немного. Клетнянский край издревле назывался медвежьим углом, но скоро этому зверю не будет там приюта. Чиновники, заключавшие договоры с арендаторами, делают вид, что и вовсе не ведали о заказнике. Региональная власть без зазрения совести распоряжается федеральным имуществом. Ночные лесовозы идут колоннами - и никто ухом не повел.
По его убеждению, можно найти выход, не задев интересы арендаторов, которые вложили средства в заготовку древесины:
- Мы даже в радиационной Злынке разрешили рубки. В заказнике есть много поваленных деревьев - вот их пусть и вывозят. Однако пренебрегать законом - нельзя. Брянские леса уже в значительной мере вырублены, но поднять местную экономику это не помогло.
Депутат областной Думы Людмила Комогорцева считает, что управление лесами обязано исправить ошибки, совершенные при заключении договоров аренды и формировании лесоустроительного плана. Призвала чиновников к порядку и природоохранная прокуратура.
Любовь Васильева, старший помощник прокурора природоохранной прокуратуры Брянской области:
- Режим заказника весьма жесткий, но он действующий. И контролирующие органы должны выполнять свои обязанности. Управление лесами уже отменило часть своих приказов, теперь нужно вносить изменения во все договоры аренды.