Строительство бетонного основания буровой морской платформы началось в "сухом доке" в районе порта Восточный под Находкой. Корреспондент "РБГ" побывал на месте строительства.
Таких объектов, как этот "сухой док", на Дальнем Востоке больше нет. Для его сооружения было изъято более миллиона кубометров грунта, и получился огромный-огромный котлован размером 250 на 380 метров и глубиной 15 метров. Здесь и были построены в 2004-2006 годах два бетонных основания для буровых платформ гравитационного типа - Лунская и Пильтун-Астохская, которые сейчас эксплуатируются у берегов Сахалина.
После выполнения тех заказов "сухой док" на долгих четыре года был затоплен, и только с осени прошлого года его реанимировали. На осушение и реконструкцию потребовалось почти восемь месяцев. Этим занимается Завод морских конструкций "Восточный" - российское предприятие, созданное в крае для инженерно-инфраструктурного обеспечения строительства буровых нефтяных платформ и других морских крупногабаритных объектов.
Масштабы строительства впечатляют. Представьте себе "железобетонный остров" длиной 132,6 метра шириной 100 метров и высотой 12,4 метра, на который взгромоздились четыре башни, нашпигованные сотнями километров труб. Высота каждой башни - 41 метр, диаметр - 25,6 метра. Это и есть основание новой буровой нефтегазодобывающей морской платформы для разработки морского месторождения Аркутун-Даги по проекту "Сахалин-1". (Для справки: размер футбольного поля для международных матчей: 105 х 68 метров.)
Правда, увидеть этот исполинский остров на четырех "ногах" пока можно лишь на схеме, так как активная фаза строительства началась в марте. В июне 2012 года конструкция будет готова, и тогда "сухой док" опять заполнят водой, убрав перемычку с морем, и на понтонах переправят к месту эксплуатации, через Японское и Охотское моря.
Потом на этом бетонном острове разместится целый город - технологическое оборудование для управления объектом, бурения скважин, добычи и перевалки нефти и газа, пирс для судов, вертолетная площадка, офис и т.д.
- Первые платформы, которые здесь построили, были меньшего размера - 100 на 100 метров каждая. Сейчас мы получили заказ на основание почти в полтора раза большей площади. Для ее изготовления нам потребуется 52 тысячи кубометров высокопрочного бетона и около 20 тысяч тонн арматуры, - пояснил председатель совета директоров ЗАО "Завод морских конструкций "Восточный" Игорь Борбот.
С начала апреля началось армирование - усиление конструкции другим материалом, параллельно разворачиваются два бетонных завода, завозится металл, строится опалубка. Строительство достаточно энергоемкое - потребление электроэнергии составит 3,5 мегаватт (МВт), но и высокотехнологичное.
Вокруг "сухого дока" разместились около 15 производственных корпусов - цех для сборки конструкций и технологических трубопроводов, сварочный и окрасочный, открытые склады для сыпучих грузов и складские ангары для технологических компонентов, металлоконструкций и многочисленного оборудования, столовые и раздевалки и т.д.
На объекте достаточно полно используется отечественное сырье и ресурсы: песок, гравий и цемент - приморские, металл в основном российский, за исключением нескольких тысяч тонн стали с титаном. Несколько приморских заводов задействованы на изготовлении отдельных элементов металлоконструкций.
График работ - достаточно жесткий: все необходимые материалы практически беспрерывно доставляют на дно котлована огромные самосвалы. Техника - импортная, в том числе подъемные краны. Стройка оснащена собственными очистными сооружениями бытовых вод.
Сооружение основания буровой платформы поражает не только масштабами самого объекта, но и количеством работающих. Сейчас на объекте трудится несколько сот человек, но в ближайшее время их будет уже около двух тысяч, в том числе от 150 до 300 иностранных специалистов из Финляндии, Норвегии, США и других стран.
Как отмечают эксперты, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - начало освоения российского Дальневосточного шельфа, а в будущем потребуется не менее 30 морских буровых платформ, так что "сухой док" в порту Восточный без работы, похоже, не останется.