Временное правительство народного доверия Киргизии выбрало Россию первой "точкой" переговоров по оказанию помощи этой стране. По словам первого зампреда временного правительства Алмазбека Атамбаева, "в Москве отнеслись с пониманием к проблемам Киргизстана. Проблемы Киргизии Россия воспринимает как свои собственные".
Вчера некоторые СМИ поспешили сообщить, что была достигнута договоренность о якобы выделении Россией безвозмездно 150 миллионов долларов. Однако в российских ведомствах эти сообщения не подтвердили. В свою очередь, глава временного правительства Роза Отунбаева сделала важное уточнение: "О каких-то конкретных суммах речи пока нет. Мы временное правительство, и до выборов, которые пройдут через полгода, мы не можем заключать конкретных соглашений. Это будет только на уровне переговоров". Впрочем, по ее словам, кредитные деньги в 1,7 миллиарда долларов, которые должны были пойти на строительство ГЭС в республике, так и не начали поступать, так как "прежнее руководство не выполнило некоторых условий".
На днях нашлись прежние российские кредиты, о которых прежде говорилось как о "пропавших". РИА Новости со ссылкой на и.о. директора киргизского нацбанка Заира Чокоева сообщило, что "все средства российского кредита в 300 миллионов долларов находятся на счетах Нацбанка Киргизии. Специалисты банка совместно со службой нацбезопасности перекрыли все возможные каналы утечки средств из республики".
А за последние полмесяца банк выплатил очередные процентные платежи по этому кредиту в размере 1,13 миллиона долларов. В российском минфине подтвердили факт поступления платежа во Внешэкономбанк.
Напомним, весной 2009-го Россия выделила республике льготный долгосрочный кредит в 300 миллионов долларов с семилетней отсрочкой платежа сроком на 40 лет "для реализации приоритетных для республики проектов". Пока это единственный транш, из общей двухмиллиардной кредитной суммы, поступивший из России.
Между тем новое правительство заморозило все банковские, валютообменные и внешнеторговые операции, чтобы попытаться сохранить оставшиеся в стране деньги от окончательного расхищения. А вот курс местной валюты - сома - упал на черном рынке более чем на треть. Это максимальная девальвация за последнее время среди валют республик бывшего СССР. При этом официальный курс к российскому рублю остается на уровне 100 сомов за 64 рубля. В новом руководстве не исключают возможной девальвации национальных денег в перспективе.
Внешний долг страны достиг 2,5 миллиарда долларов - это свыше 40 процентов ВВП. В этой сумме российская доля достигает почти треть. Причем резкий рост долгов пришелся на последние два года. Самым стабильным источником доходов страны за последние годы оставались денежные переводы от киргизских гастарбайтеров, разбросанных по всему бывшему СССР, достигали 500 миллионов долларов. По официальным данным, ежегодно уезжает на заработки в целом свыше 90 тысяч киргизов. Это пять процентов населения. Пополнение же казны с помощью приватизации обернулось распродажей по бросовым ценам остатков госимущества представителям правящего клана.
Чтобы восстановить работу хотя бы жизнеобеспечивающих отраслей, систем связи и транспорта, стране, по оценкам узбекистанских и казахстанских аналитиков, требуется самое меньшее шесть миллиардов долларов. При этом никто не может определить, сколько из этих денег на самом деле дойдет до экономики.
Тем временем среднемесячная зарплата на производстве остается самой низкой в Среднеазиатском регионе: не более 50 долларов. При том, что прожиточный месячный минимум в стране - до 130 долларов.