Алексей Чеснаков: На Украине и в Киргизии события 2010 года разные по характеру и специфике

Внимание политологов привлекает предстоящий саммит группы БРИК, в котором примет участие президент России. Все четыре страны этого неформального объединения в современном мире обладают, пожалуй, самым существенным потенциалом для развития. В самых передовых отраслях, напрямую зависящих от прорывных инноваций, они претендуют на роли будущих мировых лидеров. Освоение космоса, новая энергетика, современная медицина, информационные технологии и высокопродуктивное сельское хозяйство уже в ближайшем будущем будут ассоциироваться именно с этими странами. Однако и проблемы у "четверки" под стать возможностям. Всем им предстоит в ближайшие годы решать серьезные социальные проблемы. Главная из этих проблем - увеличивающийся разрыв между уровнем развития ключевых отраслей экономики и отсталой, а то и жутко архаичной социальной структурой и низким качеством жизни основной массы населения. При этом превращаться в современные и по-западному комфортные для жизни общества им явно не придется. У них - другие пути, которые еще не очевидны им самим. Грядущий саммит должен стать важным этапом на пути к этому пониманию. Лидеры стран БРИК должны если не дать ответы на вопросы о векторах социального развития своих стран, то хотя бы продемонстрировать понимание общих вызовов и угроз, а также готовность к каким-либо совместным действиям.

Помощь малым

В понедельник президент внес в Госдуму законопроект, согласно которому кандидатам на выборные должности федерального уровня предоставляются равные возможности в получении помещений для предвыборной агитации. Таким образом, малые непарламентские партии и в этом вопросе искусственно уравниваются с крупными игроками. Теперь им трудно будет ссылаться на эту проблему в избирательной кампании. Вряд ли это решение поможет им в главном. Ведь вопрос для "неудачников" не столько формальный - "где говорить", сколько содержательный - "что говорить, чтобы быть услышанными избирателями". Политаутсайдерам сколько возможностей ни предоставляй, они ими все равно воспользоваться не смогут. Потому что главная проблема у них, как известно, в головах. Им все еще кажется, что избиратели только и ждут их, "любимых". Социологи же не видят в обществе запроса "на новую силу". Впрочем, будем надеяться, что получение равного по объему помещения для агитации приведет хотя бы к увеличению количества и качества декларируемых смыслов.

Киргизский синдром

Попытки трактовать в свою пользу очередную киргизскую революцию предпринимают как сторонники, так и противники "цветных" переворотов. Сторонники пропагандируют "демократичность" подобного способа решения политических проблем и считают, что "бишкекский социальный взрыв" продолжает революционные тенденции предыдущей пятилетки. Противники с удовольствием отмечают крах киргизских "цветных демократов" вслед за украинскими. По-моему, вторые гораздо ближе к истине. Очевидно, что и на Украине, и в Киргизии события 2010 года, разные по характеру и специфике, продемонстрировали, что большинство социальных проблем цветные революции решить не в состоянии, а значит, в перспективе не могут решить и вопрос об устойчивой и эффективной власти граждан.