За свои потери акционеры госкомпаний могут получить компенсацию из бюджета

Граждане, владеющие акциями госкомпаний, смогут возместить свой ущерб, если он возник по вине членов совета директоров компаний. Для этого им надо будет обратиться в суд. Ошибки должностных лиц, представляющих интересы государства, оплатит казна.

О таких новациях в законодательстве, подготовленных Федеральной службой по финансовым рынкам, сообщил вчера заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко.

Представители государства обычно голосуют по директиве, пояснил Синенко, выступая на конференции по российскому корпоративному законодательству в рамках недели российского бизнеса. Поэтому и убытки должны возмещаться за счет казны или государственного органа, который давал им указания.

Отвечать за свои действия перед акционерами будут и члены советов директоров негосударственных компаний. Их ответственность, впрочем, предусмотрена в законодательстве и сейчас, говорит Синенко. Она наступает в том случае, если должностные лица действовали неразумно или недобросовестно. Но само понятие неразумности и недобросовестности в нынешних законах четко не прописано. ФСФР предлагает расшифровать термины. Например, недобросовестным будет считаться поведение, когда член совета директоров принимал решение при наличии конфликта своих интересов и интересов АО. К неразумным действиям планируется отнести те случаи, когда должностное лицо голосовало, не обладая достаточной информацией. А для того чтобы не возникали ситуации, при которых виновные в убытках не смогут расплатиться из своего кармана из-за отсутствия средств, предлагается ввести страхование ответственности должностных лиц.

При этом параллельно ФСФР предлагает дать бизнесу больше возможностей для выбора модели управления. Акционерным обществам будет предоставлена возможность самим решать, будут ли они являться публичными компаниями и нести в связи с этим все издержки. Либо, если акционеры не планируют в ближайшее время вывод компании на биржу, такое АО может стать фактически непубличным. Это значительно упростит жизнь компаний. Вопрос раскрытия информации - один из самых болезненных для многих АО, поясняет Синенко. Они обязаны публиковать свою ежеквартальную отчетность, сообщать информацию о существенных фактах через информагентства. Все это требует немалых затрат сил и времени. Но поток информации часто оказывается невостребованным. Между тем за нераскрытие информации о существенных фактах компании грозит немалый штраф в 500 тысяч рублей. По предложению ФСФР АО с числом акционеров менее 500 смогут принять решение о "непубличности" на общем собрании акционеров, если за это проголосуют не менее чем три четверти членов АО.

Новации, надеется Синенко, позволят найти баланс между упрощением и облегчением законодательства и в то же время его большей жесткостью. Сегодня некоторые нормы российского законодательства излишне зарегулированы, соглашается глава департамента корпоративного управления минэкономразвития Иван Осколков. А это препятствует возникновению новых бизнесов, некоторые крупные сделки предприниматели предпочитают проводить за пределами российской юрисдикции - в Голландии, Англии, других государствах. При этом в России, подсчитал Осколков, собственники владеют примерно 70 процентами бизнеса, тогда как в развитых странах этот порог составляет 10-15 процентов. Но жесткие нормы законодательства толкают мажоритарных акционеров, то есть тех, кто обладает значительным весом в АО, "выталкивать" из компаний миноритариев. Негибкость российского законодательства сдерживает и приход в российские компании иностранных инвесторов, отмечают представители бизнеса.

Молодому инновационному бизнесу минэкономразвития собирается предложить и такую новую для страны модель корпоративного управления, как инвестиционное партнерство. При старте инновационного бизнеса существующие сегодня формы ОАО и ПИФов не совсем удобные, потому что создают дополнительную нагрузку, к которой не готовы венчурные инвесторы, поясняет Осколков. Новая форма даст партнерам шанс договориться о более удобных для них формах вхождения в бизнес. Возможно, будет предоставлена возможность внесения средств в уставный капитал такого партнерства не сразу, а в течение нескольких лет, предполагает зам. главы департамента корпоративного управления министерства Дмитрий Скрипичников.

Бизнес между тем тревожится по поводу усиления роли государства в экономике, дал понять глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Компании со значительной долей госучастия следует ограничить в создании так называемых дочерних и внучатых структур, полагает глава РСПП. Ограничения, говорит он, должны коснуться тех случаев, когда предоставляемые "дочками" и "внучками" услуги можно купить на рынке. Федеральной антимонопольной службе следует дать полномочия согласовывать сделки, проводимые компаниями, которые занимают монопольное положение на рынке, считает Шохин. Впрочем, здесь могут возникнуть сложности, пояснил "РГ" один из чиновников. Например, непонятно, на компании с какой именно долей гос участия следует распространять такие ограничения. Помимо крупных ОАО, где доля государства составляет 100 процентов, существует множество компаний, в которых государство владеет довольно небольшими пакетами. Если запрет коснется всех, то под него попадут сотни компаний.