Вчера Верховный суд признал законным отказ восстановить в должности экс-судью Басманного суда Москвы Елену Ярлыкову.
Таким образом, признано правильным решение суда первой инстанции, признавшего законным постановление квалификационной коллегии судей Москвы о досрочном лишении Ярлыковой полномочий.
Мантию судьи с нее сняли за то, что она отпустила на волю не того арестанта. Ставший поводом для такого решения инцидент произошел в июле 2009 года, когда в следственном изоляторе не обнаружили Дмитрия Баженова, обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере. С ним в камере ожидал рассмотрения кассационной жалобы Владимир Гришов, приговоренный к шести месяцам заключения за покушение на кражу. Он оспорил приговор, не вступивший в законную силу. Каким-то образом в Басманный суд на рассмотрение жалобы отправили вместо Гришова другого арестанта - Баженова. Мошенник выдал себя за сокамерника и после решения суда о досрочном освобождении был отпущен из-под стражи.
Что это было - досадная ошибка или умышленная фальсификация? В представлении о досрочном прекращении полномочий судьи Ярлыковой отмечалось, что "освобождение из-под стражи Баженова вместо Гришова стало возможным в связи с явным пренебрежением судьей положениями уголовно-процессуального законодательства". Часть 1 статьи 265 УПК РФ предписывает судьям перед началом процесса устанавливать личность подсудимого, выяснить его фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, место жительства, место работы, род занятий, образование, семейное положение и другие данные, касающиеся его личности.
Гришов, вместо которого вышел на волю другой сиделец, позже сообщил своему защитнику, что в тот день даже и не знал о вызове в суд. И по какому поводу увели утром сокамерника - понятия не имеет. У следствия была версия о сговоре арестантов и тюремщиков, но она так и осталась версией.
Вчера в ходе судебного заседания Ярлыкова заявила, что у нее не было сомнений в том, что доставленный не Гришов, а другой человек, с учетом того, что он называл анкетные данные без запинки. Между тем отпущенный ею мошенник объявлен в розыск, но пока поймать его не удается.