Как возникают сверхновые звезды, которые помогли открыть, пожалуй, самое поразительное явление конца.
XX века - "темную энергию"? Об этом в одном из наиболее престижных научных журналов Nature рассказывает российский ученый.
Ранее считалось, что Вселенная после породившего ее Большого взрыва расширяется с замедлением. Что вполне логично, ведь постепенно первоначальный импульс должен гаснуть. Потом Вселенная должна сжиматься и вернуться в ту точку, из которой родилась. Эту картину мироздания, которая считалась незыблемой десятки лет, в корне изменило открытие, сделанное в конце прошлого века американцами: Вселенная расширяется с ускорением. И растаскивает скопления галактик "темная энергия".
Но это была гипотеза, а вот поймать хотя бы какой-то след удивительного феномена ученым никак не удается. "Темная энергия" фактически неуловима. Ощутить ее можно только косвенно, например, по вспышкам сверхновых звезд типа Ia (один-а). Эти "фонари" позволяют оценивать расстояния и оценивать, что же происходит во Вселенной, например, наблюдать, как разбегаются галактики.
Но и здесь есть немало загадок. Главная - как зажигается такая космическая свеча? Версия, которую предложил Марат Гильфанов, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН и немецкого Института астрофизики им. Макса Планка, вызвала большой интерес в научном мире.
- Согласно теории, сверхновая - это термоядерный взрыв небесного тела "белый карлик". Он представляет из себя остаток обыкновенной звезды, которая погасла и сжалась до очень малых размеров, - объясняет Марат Гильфанов. - Масса такого карлика не может превысить 1,4 массы Солнца. Если больше, то происходит взрыв и зажигается сверхновая. Остается загадкой, как же "белому карлику" удается "перебрать" массу.
Наиболее вероятны два сценария. Согласно первому, рядом с "карликом" есть обыкновенная оптическая звезда. Ее вещество и стягивает на себя за счет мощной гравитации "карлик". Постепенно он "толстеет", а когда масса превысит критическую, и - вспыхивает сверхновая.
По второму сценарию причина взрыва иная. Два "белых карлика", вращаясь друг вокруг друга, постепенно сливаются. Если общая масса превысит критическую, зажигается сверхновая. Какой же вариант верен? Ответить на эти вопросы не так-то просто. Ведь вспышки сверхновых крайне редки: в сто лет одна-две на галактику. А "белые карлики" увидеть еще трудней. Суть идеи Марата Гильфанова: надо изучать не отдельные объекты, а звездное население галактик. Чтобы работала своеобразная "звездная демография".
В результате наблюдений и расчетов Гильфанову и его аспиранту Акошу Богдану удалось доказать, что верен второй сценарий: сверхновые зажигаются при слиянии двух "белых карликов". Прояснение природы "стандартных свечей" поможет понять, какое будущее ждет вселенную.