Школьники Пригородного района преподают взрослым уроки толерантности

На центральной улице села Куртат Пригородного района Северной Осетии-Алании пустынно. Необычно смотрится стайка подростков с видеокамерой, снимающая сельский пейзаж.

По инициативе правозащитных организаций в шести общеобразовательных учебных заведениях Пригородного района были созданы видеокружки, в которых подростки снимают зарисовки о жизни своих сел. Главная цель проекта - подружить между собой детей обеих национальностей и показать, что жизнь после конфликта все-таки налаживается.

Неофициально село разделено на две части: на одной стороне живут ингуши, на другой - осетины. В общественном транспорте вместе они ездят редко. Села Куртат и Донгарон - единственные в районе, где дети из ингушских и осетинских семей учатся вместе. В остальных 14 населенных пунктах школьники ходят в разные учебные заведения.

- Зря вы разделись, в кабинете страшный холод. У нас нет отопления, лопнул кран, - встречает нас директор районного Дома детского творчества Людмила Волохова.

Моя собеседница - координатор работы школьных видео кружков. Педагог с почти 30-летним стажем, она еще с советских времен возглавляла бывший Дом пионеров, позже переименованный в Дом детского творчества. Во многом благодаря ей в районе сохранились и до сих пор существуют детские пионерские организации.

И вот школьники неожиданно с удовольствием взялись за видео камеры. Набор в кружки был по желанию.

- Я рассказала детям, что камера - это возможность увидеть себя и своих знакомых со стороны, и с ее помощью можно сохранить память о значимых жизненных событиях, - говорит она.

Для овладения азами операторского искусства подросткам не понадобилось много времени. Дети разобрались с камерами быстро.

Участники видеокружка в селе Куртат собираются вместе раз в неделю и идут снимать кино про себя и своих односельчан.

- Даже те, кто сначала не хотел заниматься в кружке, сейчас просятся в него. В селе около пяти тысяч жителей. В основном взрослые занимаются домашним хозяйством, а дети после школы могут пойти в Дом культуры, где есть танцевальный, драматический и журналистский кружки. А мы учимся делать фильмы. Сняли ДК, сельсовет, амбулаторию, аптеку, красивую природу. Хотелось бы снять фильм о нашей школе. Осетины и ингуши у нас дружат, - рассказывает семиклассница Жанна Плиева.

Итогом работы школьных видеокружков должны стать фильмы о жизни родного села и ветеранах Великой Отечественной войны.

- У нас учатся в основном дети из семей с низким достатком, у которых нет возможности купить видеокамеру. Поэтому в кружке им интересно. Они смогли снять встречу жителей с представителями Общественной палаты РФ. Ребятам было приятно, когда наше село поставили в пример другим, потому что у нас нет межэтнических проблем, - говорит директор ингушской школы села Тарское Султан Темирханов.

Как отмечают взрослые участники проекта "Приезжайте в гости", общаясь друг с другом, дети забывают, какой они национальности. В конце весны школьники приступят к монтажу фильмов, а помогут им в этом студенты-волонтеры из Москвы. Первыми зрителями готовых роликов станут жители самих сел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина Кокорина, сотрудник комитета "Гражданское содействие".

- В последнее время ситуация в Пригородном районе меняется в лучшую сторону. Но не везде этот процесс идет одинаково. К примеру, в селе Куртат во время трагедии 1992 года не было сильного противостояния между осетинами и ингушами, совсем другая ситуация в Октябрьском. Несколько лет назад в районе были случаи пропажи людей, сейчас о таких случаях не слышно. На мой взгляд, государство взялось за решение проблемы преодоления последствий конфликта, налаживания нормальных человеческих отношений между представителями двух национальностей.