Россиянам все чаще приходится переплачивать за оформление виз

Консульские отделы посольств все чаще передоверяют оформление виз коммерческим структурам - визовым центрам.

В Москве уже большинство посольств отсылают будущих путешественников в эти центры. Они взимают в дополнение к консульскому сбору еще и сервисный сбор - примерно 1200 рублей. К тому же внедрены платные звонки: чтобы люди не беспокоили по пустякам, автоответчики их предупреждают, что за разговор с сотрудником придется поминутно платить.

Плата невелика - в среднем 70-90 рублей, но платить надо как минимум за две минуты. А ведь разговор может затянуться.

Услуги донельзя монополизированы. Платную телефонию для всех центров обеспечивает одна фирма. В то время как все визовые центры в Москве принадлежат индийской фирме VFS, которая входит в группу Kuoni, чья штаб-квартира находится в Швейцарии. VFS держит у нас визовые центры, работающие с посольствами Бельгии, Болгарии, Испании, Италии, Франции, Великобритании и еще ряда стран. Для обслуживания других центров VFS находит себе партнеров.

Если воспользоваться услугами визового центра, то цена стандартной шенгенской визы - для россиян это 35 евро - практически удваивается. В ряде случаев у соискателей визы есть выбор: поступиться удобством ради дешевизны и обратиться все-таки в консульский отдел посольства. Но это будет долго и хлопотно. Мы созвонились с визовым центром одной из скандинавских стран и спросили, нельзя ли пойти не к ним, а непосредственно в консульство. Да, такое возможно, был ответ, но в консульстве вас примут только в июле, а у нас вы получите визу через неделю.

Вот типичный вариант. Немецкое посольство предупреждает на своем сайте: "Если вы не желаете использовать преимущества телефонной записи через уполномоченную посольством фирму, вы можете записаться бесплатно непосредственно в консульском отделе посольства. Для этого заявителю следует лично обратиться в консульский отдел (со вторника по четверг с 15.30 до 16.30, вход N 2) и предъявить свой действующий заграничный паспорт. Просим учесть, что подача визового ходатайства в день записи невозможна. Заявителя только запишут на собеседование на ближайшую возможную дату. Просим кроме того учесть, что личное посещение посольства с целью согласования даты и времени собеседования не ведет к назначению более раннего собеседования".

В общем, думайте сами, решайте сами.

Представители Еврокомиссии еще несколько лет назад признавали, что дополнительная оплата, взимаемая визовыми центрами за оформление виз, идет вразрез с духом соглашения между Россией и Евросоюзом о визовых упрощениях и является завуалированной формой увеличения консульского сбора. Признавали и обещали что-то придумать. Но не придумали. Визовый кодекс ЕС узаконил коммерческие визовые центры.

Наши посольства за рубежом начинают присматриваться к модной, набирающей силу тенденции аутсорсинга, то есть привлечения на постоянной основе сторонних фирм для выполнения определенных задач. В январе прошлого года посольство РФ в Великобритании привлекло к делу все ту же VFS. Цена услуги за туристическую визу в Россию - около 26 фунтов стерлингов. Консульский отдел посольства занимается только обладателями дипломатических и служебных паспортов.

В российском посольстве в Финляндии нам сказали: "Специальных центров, занимающихся оказанием услуг по выдаче виз в Россию, не существует. Целесообразность создания таких центров в настоящее время изучается совместно с нашими финскими коллегами". Российское посольство в США прекратило прием документов на визу по почте и подрядило на это дело три американские фирмы. Услуги тоже не бесплатные. Туристическая виза стоит 131 доллар, плюс услуги фирмы - 50 долларов, плюс почтовые расходы - 35 долларов. Итого - 216 долларов.

Большинство консульских работников, и российских и иностранных, считают, что без привлечения коммерческих структур в "визовом вопросе" не обойтись. Слишком много народу стало ездить по заграницам, консульства просто не в состоянии справиться с наплывом соискателей виз и должны нанимать новых людей и снимать дополнительные помещения, в то время как визовые центры берут на себя всю техническую и бумажную работу.

Критика в адрес визовых центров в основном связана с дополнительными расходами, которые несут люди. Но есть еще один, может быть, более важный момент. Визы - дело государственное, речь идет о допуске иностранцев в страну. В последние годы в связи с нарастающей угрозой терроризма многие страны ужесточили контроль за въездом, внедряют биометрию, снимают отпечатки пальцев, сканируют приезжих в аэропортах и т.п. И при этом большая часть проверочной работы уходит от государственных к коммерческим структурам. Бизнесменов же от "виз" в первую очередь интересует прибыль.

На днях британская "Дэйли Мэйл" рассказала о том, что ежегодно подается примерно 2,75 млн заявок на получение британской визы, из которых два миллиона удовлетворяются. Так вот: 80 процентов всех заявок поступило всего через две коммерческие фирмы. Это американская CSC и уже упомянутая индийская VFS. В правительстве никто не хочет брать ответственность за заключение контрактов с этими фирмами: министерство внутренних дел кивает на министерство иностранных дел, а МИД - на МВД. Непонятно, выступал кто-либо из министров в парламенте, чтобы рассказать о причинах, побудивших ведомства внести изменения в процедуру получения виз. Оппозиционные парламентарии утверждают: им по этому поводу никто ничего не говорил. Однако известно, что британское правительство заплатило CSC за пятилетний контракт. Кстати, на прошедшей неделе эта компании объявила о своем 10-летнем контракте с госдепартаментом США на 2,7 миллиарда долларов.

Тревогу вызывает то, что специально подготовленные сотрудники консульской и иммиграционной служб исключены из процесса рассмотрения заявки на получение визы на важных его этапах. Сэр Эндрю Грин, бывший глава одного из департаментов британского МИД, поясняет: "Решающее звено - личное собеседование соискателя с опытным профессионалом - заменено такой системой, когда виза выдается, если у человека есть нужные документы и он впишет правильные слова в анкету".

От фирм поступает много документов на визы для студентов "липовых" колледжей. Так, в прошлом году по студенческим визам в Великобританию прибыла целая группа боевиков "Аль-Каиды", планировавших теракты на Альбионе.

мнение специалистов

Ирина Тюрина, пресс-секретарь российского Союза туриндустрии:

- Вступивший в силу визовый кодекс ЕС узаконил эти визовые центры, хотя мы считаем, что это навязанная услуга.

Консульства не справляются со своими обязанностями, нанимают помощника, а оплачивать услуги этого помощника приходится соискателю визы. Это все равно что я найму себе домработницу, а платить заставлю соседа. Услуги вписываются в нормы кодекса, который говорит, что эти услуги не должны превышать 50 процентов стоимости визы, то есть 30 евро. Однако у нас есть соглашение с ЕС о том, что виза стоит 35 евро. На практике она обходится заметно дороже. При этом у людей нет выбора. Формально часть консульств предоставляют право обращаться непосредственно к ним, как и прописано в кодексе. Но вот записаться к ним можно в лучшем случае через три недели, а чаще через два-три месяца.

Практически все визовые центры открывает единственная компания - индийская VFS. Конкурентов у нее нет, хотя в визовом кодексе специально оговаривается, что визовые центры должны организовываться на конкурентной основе.

Олег Баженов, гендиректор фирмы "Кипрус-тур":

- Визовые центры - дело хорошее. Единственный минус состоит в том, что виза обойдется вам в среднем на 1200 рублей дороже. Да, это сопоставимо с ценой самой визы, но разве вы обращаетесь за визой каждую неделю или каждый месяц? Зато вы избавлены от очередей и от крючкотворов в консульствах. Визовые центры заинтересованы в обороте, и поэтому девушки там дружелюбны и все помогут вам правильно сделать. Больше всех пострадали от визовых центров турфирмы. Они были посредниками между гражданином и консульством и на сдаче документов зарабатывали большие деньги. Теперь человек идет напрямую в визовый центр. Еще один плюс состоит в том, что визовые центры зарабатывают на потоке и поэтому тормошат посольства и консульские отделы, чтобы те делали разные удобные для людей послабления. Скажем, за цену однократной визы делают шестимесячную мультивизу. На это пошла, скажем, Испания. Французы стали ставить двухмесячные мультивизы. Думаю, это заслуга визовых центров.

точка зрения мида россии

Андрей Нестеренко, официальный представитель МИДА России:

- В настоящее время в разных городах на территории России действуют визовые центры следующих государств: Болгарии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Испании, Франции и Чехии. Насколько нам известно, компании-операторы таких центров являются российскими юридическими лицами, работающими в соответствии с российским законодательством. Порядок их взаимодействия с посольствами определяется путем заключения соответствующих агентских соглашений. В качестве основной цели открытия визовых центров посольства заявляли упрощение порядка оформления виз российским гражданам, сокращение очередей и создание более благоприятных условий для обслуживания людей.

Действительно, за свои услуги аутсорсинговые компании взимают дополнительный сбор, составляющий 1200-1500 рублей. МИД России в этой связи неоднократно указывал посольствам соответствующих государств на то, что наличие визового центра не должно лишать гражданина Российской Федерации возможности прямого обращения в консульские учреждения, иначе это является нарушением положений Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз от 25 мая 2006 года, устанавливающих единую ставку визовых сборов в сумме 35 евро.

Во вступившем 5 апреля с.г. визовом кодексе ЕС четко прописаны основы взаимоотношений посольств и аутсорсинговых компаний, их права и обязанности. В частности, в нем предусмотрено, что сумма сбора за оказание услуги визовым центром должна составлять не более половины консульского сбора за оформление визы, а также, что заявитель имеет право подавать визовые документы напрямую в дипломатические представительства и консульские учреждения.

С января 2009 года функционируют российские визовые центры в Лондоне и Эдинбурге. Их открытие позволило улучшить обслуживание граждан, уменьшить очереди перед посольством, уделить большее внимание работе с обратившимися в консульское учреждение российскими гражданами. С учетом того, что посольство Великобритании в Москве ввело требование подавать документы исключительно в визовые центры, посольство России в Лондоне придерживается аналогичного порядка.

Подготовил Владислав Воробьев