На международной специализированной выставке "Машиностроение", недавно завершившейся в белорусской столице, всеобщее внимание привлек крупный станок, установленный в центре огромного демонстрационного манежа, и ярко-алой окраской, как нельзя лучше соответствующей названию завода-изготовителя - "Красный борец" из Орши, и воплощенными в металл новейшими научно-техническими разработками.
- Не проходит месяца, чтобы не отправили тот или иной станок российскому заказчику, - явно гордится своим предприятием заместитель генерального директора Сергей Пац. - В том числе и агрегат, аналогичный выставленному здесь, недавно отгрузили московскому авиамоторному предприятию "Салют". Он предназначен для изготовления двигателей новейшего, пятого поколения. Понятно, что и оборудование должно соответствовать этому уровню. Гарантируем, что минимум два года станок будет работать без поломок и морально он не устареет многие годы.
Нечто подобное могли бы сказать о своей продукции и другие белорусские участники выставки. К примеру, на стенде Минского завода автоматических линий демонстрировали видеофильм о своей поточной линии для полной механической обработки оси железнодорожного вагона, созданной по заказу Рославльского вагоноремонтного завода Смоленской области. По сути, это целый комплекс из двух автоматических линий, контрольно-измерительного и шлифовального оборудования, манипуляторов. А вот участие человека сокращено до минимума, его заменяет электроника.
Новое оборудование уже смонтировано и работает, а МЗАЛ выполняет очередной российский заказ - на этот раз Орского вагонного завода Оренбургской области.
Витебский станкостроительный завод "Вистан" также не был обделен вниманием. В том числе потому, что по заказу российского производителя ядерного топлива госкорпорации ТВЭЛ изготовил уникальный шлифовальный станок с ЧПУ.
Особенность его в том, что он должен работать в специальных боксах, защищающих персонал от радиации. Так что при поломке подобраться к нему проблематично. Значит, надежность и высокое качество станка должны быть наивысшими. Судя по тому, что витебские станко-строители сотрудничают с атомщиками уже около десяти лет, их продукция соответствует высоким требованиям.
Всего в самом крупном выставочном комплексе Минска демонстрировали свои разработки или продвигали услуги более 130 машиностроительных и сервисных предприятий из Беларуси, России, Германии, Швеции, Италии, Польши, Чехии, Словакии. Понятно, что все машиностроение отразить ни одна экспозиция не в силах, поэтому на форуме в Минске приоритет был отдан основополагающим элементам - станкам, инструментам, технологиям, материалам и металлам. То есть тому, что впоследствии позволяет с высоким качеством тиражировать автомобили и холодильники, часы и энергетическое оборудование - этот перечень поистине безграничен. Многие из участников, такие как "Карл Цейсс" или SKF, известны во всем мире. И все-таки и по экспонатам белорусских и российских заводов ясно чувствовалось, что один из главных векторов развития машиностроения указывает на возрастающие возможности Союзного государства.
- Мы сотрудничаем с очень значительным количеством белорусских предприятий, - комментирует этот момент корреспонденту "СОЮЗа" Дмитрий Култыгин, представитель металлургического завода "Электросталь" Московской области, широко известного высоким качеством легированных сталей и сплавов. - Это и МАЗ, и БелАЗ, и все инструментальные предприятия. И с каждым годом перечень расширяется. В том числе благодаря выставке "Машиностроение", где мы - традиционные участники.
- Начиная с этого года прослеживается положительная динамика сотрудничества, - добавляет представитель НПО "Пружинный завод" из Санкт-Петербурга Дмитрий Татаринов. - Наши изделия используются белорусскими предприятиями в области сельскохозяйственного машиностроения, электротехники, нефтехимии, трубопроводного транспорта. Нередко их продукция затем поставляется в Россию.
Обмен идет не только продукцией, но и ноу-хау для машиностроения. На выставке прошла международная научно-практическая конференция "Технологии - оборудование - инструменты - качество". А несколько белорусских предпринимательских союзов и московских предприятий по развитию деловых контактов провели 6-ю Белорусскую конференцию по субконтрактации.
В целом выставка привлекала более чем в полтора раза больше экспонатов, гостей и участников, чем в прошлом году. Это еще одно свидетельство того, что белорусское машиностроение достойно преодолело кризисный для международных рынков год.
- У нас не уменьшились объемы отгрузок, - заявил министр промышленности Беларуси Александр Радевич. - Мы сохранили позиции на всех рынках и нашли новые. Начиная со второго полугодия 2009 года динамика работы промышленности положительная. Мы каждый месяц прибавляем. В 2010 году прирост промышленного производства ожидается на 18,5 процента к уровню 2009 года. Будут построены новые объекты, реконструированы многие действующие.
Совершенно ясно, что выполнение этих планов невозможно без активного участия российских предприятий-партнеров. С другой стороны, рост белорусского машиностроения пополнит российские рынки высококачественной продукцией.