После трагедии под Смоленском в Польше надеются на позитивные перемены в отношениях с Россией

 Польша прощается со своим президентом. Тысячи людей пришли в резиденцию главы государства, где установлен гроб с телом Леха Качиньского.

Как ожидается, официальная церемония прощания пройдет в субботу, а похоронены Лех Качиньский и его супруга будут в воскресенье, 18 апреля.

Церемония будет посвящена всем полякам, погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. Ожидается, что в Варшаву прибудут главы иностранных государств. В их числе президент России Дмитрий Медведев.

Польша погружена в траур. Но, потеряв президента и других высших политических и военных руководителей, страна строго держится за конституцию, чтобы не допустить политического и правового вакуума. В соответствии с Основным законом исполняющим обязанности президента Польши стал маршал сейма Бронислав Коморовский. Досрочные выборы главы государства состоятся в июне. Все строго по закону.

Однако и предвыборная кампания, и сами выборы будут нести отпечаток апрельской трагедии. В катастрофе под Смоленском погибли два кандидата в президенты Польши. Это сам Лех Качиньский, который собирался осенью баллотироваться на второй срок, и Ежи Шмайдзиньский, представитель Союза демократических левых сил.

Из трех главных партий сохранила своего кандидата только Гражданская платформа, возглавляемая премьером Дональдом Туском. В марте партия провела внутрипартийный праймериз и выбрала своим кандидатом Бронислава Коморовского. Его и рассматривали как наиболее вероятного победителя осенних выборов.

Недавние опросы общественного мнения показывали, что Гражданская платформа далеко опережала конкурентов по популярности: ей отдавали голоса 53 процента опрошенных против 27 процентов у "Закона и справедливости" и 8 процентов у "Демократического левого альянса". Переходя на личности, 20 процентов симпатизировали президенту Качиньскому и 33 процента Брониславу Коморовскому.

Бывший президент Польши Александр Квасьневский с горечью говорит о драматических и даже "невосполнимых" потерях у "Закона и справедливости" и особенно на левом фланге, где "невозможно найти людей, таких же талантливых, знающих и компетентных, каким был Ежи Шмайдзиньский".

Не исключено, что "Право и справедливость" может выставить кандидатуру брата покойного президента Ярослава Качиньского, бывшего премьер-министра. Однако его шансы пока невелики.

Эксперты не исключают, что баллотироваться может и действующий премьер Дональд Туск. О таком варианте говорил, в частности, польский посол в Москве Ежи Бар.

 
Видео: Дмитрий Раичев

Так или иначе, победу прочат Гражданской платформе, которая тем самым еще больше упрочит свои позиции, контролируя и правительство, и президентскую власть.

Дональд Туск - решительный сторонник вступления Польши в еврозону. Лех Качиньский был большим "евроскептиком". Достаточно вспомнить, с какой неохотой он поставил свою подпись под еэсовским Лиссабонским договором. Позже него это сделал только чешский президент Вацлав Клаус.

После выборов политико-социальный ландшафт в Польше изменится, будет корректироваться и внешняя политика.

Многие в Польше ожидают и надеются на позитивные перемены в отношениях с Россией. "Не знаю, будет ли политический прорыв, так как многие наши интересы противоречат российским, - сказал в интервью польскому радио министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. - Но эмоциональный прорыв налицо. И это уже крайне важно. Россия ведет себя с необыкновенной открытостью. Даже более того, со славянской открытостью и добротой".

Британская "Таймс" отмечает: сочувствие россиян скорбящим полякам - как на официальном уровне, так и на улицах - за прошедшие дни сделало больше, чем любая дипломатия. Катынь 70 лет символизировала горькие противоречия между Москвой и Варшавой, но новая катастрофа, похоже, объединила две страны беспрецедентным образом.

дословно

Обращение президента РФ

В субботу вечером президент РФ Дмитрий Медведев выступил с телеобращением к народу Польши:

"Дорогие друзья! Уважаемые граждане Республики Польша!

Я и все граждане России потрясены страшной трагедией - гибелью президента Республики Польша Леха Качиньского, его супруги Марии, всех польских граждан, находившихся на борту самолета, потерпевшего катастрофу.

В эти дни мы вместе проводили поминальные мероприятия в Катыни, вместе скорбили по жертвам тоталитарных времен. Лех Качиньский летел в Россию, чтобы лично отдать дань памяти погибшим польским офицерам и как президент, и как гражданин своей страны. Все россияне разделяют с вами скорбь и траур.

Обещаю, что все обстоятельства этой трагедии будут расследованы самым тщательным образом, в теснейшем взаимодействии с польской стороной. Мною даны исчерпывающие указания правоохранительным структурам.

От имени российского народа выражаю самые глубокие, самые искренние соболезнования польскому народу, чувства сострадания и поддержки родным и близким погибших. В понедельник, 12 апреля, в России будет объявлен национальный траур".

СПИСОК

Жертвы борта 101

На борту самолета находились 96 человек. Среди них:

Лех Качиньский - президент;

Мария Качиньская - супруга президента;

Рышард Качоровский - бывший президент Польши в изгнании;

Ежи Шмайдзиньский - вице-спикер Сейма;

Кшиштоф Путра - вице-спикер Сейма;

Кристина Бохенек - вице-спикер Сената;

Анджей Кремер - зам. главы МИДа;

Томаш Мерта - замминистра культуры;

Владислав Стасяк - руководитель Канцелярии президента;

Павел Выпых - госсекретарь Канцелярии президента;

Франтишек Гонгор - начальник Генштаба;

Станислав Коморовский - зам министра обороны;

Тадеуш Бук - главком сухопутными войсками;

Анджей Карвета - главком ВМФ;

Бронислав Квятковский - глава оперативного командования;

Анджей Бласик - главком ВВС;

Влодзимеж Потасиньский - командующий войсками спецназа;

Казимеж Гилярский - командующий Варшавским гарнизоном;

Александр Щигло - руководитель Бюро нацбезопасности;

Йоанна Агацкая-Индецкая - глава Совета адвокатов;

Славомир Скшипек - глава Нацбанка;

Мариуш Казана - зав. протокольным отделом МИДа;

Януш Кохановский - омбудсмен;

Януш Крупский - директор Управления по вопросам ветеранов и репрессированных лиц;

Януш Куртыка - глава Института национальной памяти;

Пётр Нуровский - президент Олимпийского комитета;

12 депутатов Сейма и два сенатора, 8 священников, включая капеллана президента, 24 политика, общественных и профсоюзных деятеля, сотрудника Канцелярии президента, 7 ветеранов, 1 актер, 1 переводчик, 9 сотрудников Бюро охраны правительства (аналог нашей ФСО), 8 членов экипажа.