Андрей Муравьев стал победителем среди более чем ста участников международного конкурса творческих работ "Военные документы и документы о войне", объявленного Волгоградским госуниверситетом.
Небольшая двадцатиминутная лента студента исторического факультета ВолГУ Андрея Муравьева шла как приложение к его научной работе "Социально-психологический портрет военнослужащего Советской Армии" по военной антропологии - относительно молодому направлению в российской исторической науке. Эта научная работа построена на сравнительном анализе писем с фронта - русского серба Владислава Павловича и немца Ганса Шпикермана. Их послания родным молодому историку передали потомки солдат Второй мировой войны.
Владислав Павлович, 1922 года рождения, попал в первый военный призыв, из которого почти никто не вернулся домой. Он погиб под Кенигсбергом за месяц до Победы. Восьмого мая 1945 года ему бы исполнилось 23 года. Его письма с фронта сохранил младший брат Велимир Гойкович. Именно он, отставной офицер, 20 лет преподававший в школе Урюпинска начальную военную подготовку, передал эти письма своему ученику Андрею Муравьеву.
Письма поразили Андрея. Он подобрал к ним кадры кинохроники и классическую музыку.
- Я старался создать образ Владислава на экране так, как представил и понял его сам, вернуть его из небытия, - говорит Андрей Муравьев. - Он был боевым офицером, командиром, погиб в звании капитана. Но при этом в его характере так много мальчишеского. Чувствуется, что не догулял своего в мирной жизни. Он с таким восторгом пишет родителям, как попробовал себя за штурвалом самолета, а в другом письме - как ему удалось прокатиться на велосипеде. И представляете, какая удача, я нашел кадры, где советские солдаты едут по улицам разрушенного города на велосипеде.
Одно из самых тяжелых и горестных писем Владислава - то, в котором он рассказывает о похоронах лучшего друга Вани Братикова, убитого взрывной волной. На его теле не было ни царапины... Пишет Владислав родителям и как тоскует по дому, особенно эта тоска наваливается накануне дня рождения, семейных праздников. Отправляет фронтовые фотографии ("У меня здесь усталый вид - только что вышли из боя...") и даже свой карандашный портрет, сделанный сослуживцем. Эти материалы, а также довоенные фото Владислава - с родителями, с любимой девушкой, Андрей Муравьев использовал в своей работе.
Завершает фильм письмо старшины, который рассказывает родителям Влада Павловича о том, как погиб их сын.
На итоговом конкурсном просмотре девчонки, смотревшие документальную короткометражку "И только в письмах живой...", не могли сдержать слез.