Четверть школьников Прикамья страдают патологией зрения

Школьные директора забывают о нормах освещенности учебных кабинетов, а иногда даже экономят на зрении детей.

Синдром "ботаника"

10-летняя Аня Гуляева - круглая отличница. В своей параллели третьих классов пермской гимназии № 2 она в пятерке лучших учеников. Пока Аня была совсем крошкой, мама читала ей книжки вслух. Может быть, поэтому Аня рано научилась читать. Мама девочки чуть не плачет: дочь перечитала все книжки в районной детской библиотеке, приходится подыскивать что-нибудь во взрослой. Аня освоила компьютер еще до школы, уверенно пользуется Интернетом. Но цена этого образовательного прогресса - падение зрения, которое началось в первом классе. Лечение дает эффект на какое-то время.

- Нам удавалось остановить процесс снижения остроты зрения. Но через какое-то время я замечаю, что Аня щурится и слишком близко подходит к телевизору - значит, не видит. Я не даю ей сидеть за компьютером больше нормы и ищу книги с крупным шрифтом, но зрение все равно падает! - переживает Ольга Гуляева, мама отличницы. - Не понимаю, почему идет регресс, ведь Аня занимается танцами, то есть получает физическую нагрузку, а не чахнет над книжками.

Освещение для просвещения

Специалисты управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проверили параметры искусственной освещенности в 77-и школах и 84-х детсадах Перми. В школах исследовали кабинеты информатики, черчения и рисования (в них ученики испытывают наибольшие нагрузки на глаза). Оказалось, что 13,7 процента общеобразовательных учреждений и 34 процента детских дошкольных учреждений нарушают гигиенические требования.

Санитарные врачи делают вывод, что низкая освещенность - одна из причин патологий зрения, которой страдают больше 25 процентов школьников. Не в последнюю очередь на эту статистику повлияло недостаточное освещение кабинетов и классных досок в образовательных учреждениях. За последние три года среди подростков распространенность патологии зрения возросла на шесть процентов.

- Особенно риск нарушения зрения актуален в нашей климатической зоне. Ведь практически девять месяцев уроки начинаются, когда за окном еще темно, а заканчиваются, когда уже темно, - говорит начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Антонина Сорокина. - Это подтверждают и данные медицинских осмотров: перед поступлением в дошкольные учреждения нарушение зрения имеют 2,7 процента детей, а после окончания девятого класса таких уже 21,1 процента.

Специалисты департамента образования администрации Перми полагают, что контроль за уровнем освещенности - зона ответственности руководителей учреждения образования.

- Можно не дожидаться предписания санитарных врачей, а самостоятельно провести замеры уровня освещенности на соответствие норме, - считает замначальника департамента образования по имущественным вопросам администрации Перми Марина Архипова. - Опытные руководители делают это два раза в год. Чтобы понять, выдержит ли система электропроводки установки дополнительных ламп, замерить сопротивление системы. Это диагностическое мероприятие проводят специалисты Госпожарнадзора, определяя, в каком состоянии находятся электросистемы. Если сопротивление в порядке, то проект по приведению уровня освещенности к норме будет минимальным по затратам. Если нет, то замена проводки уже потребует капитального ремонта. В тех школах города, где сейчас идет капитальный ремонт, устанавливают медные кабели.

Умники в Сети

Педагоги полагают, что снижение остроты зрения у детей зависит не только от освещенности. По мнению Ирины Киселевой, завуча по учебной работе пермской гимназии № 2, причина проблемы в недостаточном уровне культуры занятий за домашним компьютером. Кроме того, из школьных программ удален предмет "валеология", в котором содержались практические занятия по тренировке дыхания и мышц глаз.

Медики полагают, что на зрение влияет целый ряд факторов.

- У кого-то есть генетическая предрасположенность к ухудшению зрения. У кого-то образуется только "школьная" близорукость, которая фиксируется на одном уровне.

Мы отмечаем, что рост патологий зрения нам дают слабенькие недоношенные дети, которых "выпаривают" в кювезах. У некоторых патологии очень грубые, не поддающиеся лечению, - говорит Галина Чумакова, главный офтальмолог Пермского края. - Но и здоровым детям необходимо соблюдать гигиену, расслаблять циллярную мышцу глаза. Родители, посадив малыша за компьютер или за просмотр телевизора, облегчают для себя жизнь.

Во всяком случае, пока еще ни один врач не заявил в полный голос о прямой зависимости здоровья детей от требования системы образования уметь читать к первому классу. Для того чтобы попасть в гимназию, следует сдать экзамен, что само по себе для ребенка стресс. Родители вынуждены отдавать малышей в воскресную школу, где их усиленно натаскивают к испытаниям на уровень знаний.

Мнение

Нина Зайцева, директор федерального научного центра медико-профилактических технологий управлений рисками здоровью населения:

- Освещенность имеет колоссальный фактор при нагрузке на зрение, центральную нервную систему, поскольку сегодня жизнь концентрируется в пространстве, времени. Поэтому условия по освещенности и режиму должны быть оптимальные. Пять дней учебной недели, проведенные за компьютером без перерывов, для ребенка - это риск для глаз, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем.

Руководители образовательных учреждений могут использовать современные восстановительные методики, обучать детей специальным упражнениям для глаз. Их необходимо сформировать как привычку на первых этапах жизни ребенка, но это уже обязанность родителей. Нужна активная пропаганда здорового образа жизни, так как режим труда, быта, питания, отдыха, физкультура на 50 60 процентов определяют состояние здоровья человека в его будущей жизни.

Советы

Упражнения для мышц глаз

Откинувшись на спинку стула, глубоко вдохнуть, наклонится вперед, выдохнуть (5-6 раз).

Откинувшись на спинку стула, прикрыть глаза, крепко зажмурить веки, открыть их (5-6 раз).

Положить руки на пояс, повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. То же самое сделать вправо (5-6 раз).

Поднять глаза вверх, сделать круговые движения по часовой стрелке, затем против. (5-6 раз).

Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить за пальцами и руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох) (5-6 раз).

Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд (6-8 раз).

В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

На заметку

Нормы работы за компьютером

- детям до 3 лет не разрешать пользоваться компьютерами,

- дети 3-7 лет могут пользоваться ПК не более 15 минут в день,

- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях не чаще двух раз в неделю и обязательно завершаются гимнастикой для глаз,

- для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах - 15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором,

- в домашних условиях временные ограничения те же,

- чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия перед сном, необходимо чередовать с прогулками, оздоровительными мероприятиями,

- игры с навязанным ритмом ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.

("Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03).