14.04.2010 23:00
    Поделиться

    Церковь призывает руководство регионов активнее подключаться к борьбе с алкоголизацией населения

    Сегодня среднестатистический российский школьник ежедневно выпивает от одного до шести литров пива или от двух до пяти банок алкогольных коктейлей.

    На недавно прошедшем в Ярославле заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в ЦФО сопредседатель Общероссийского церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы архимандрит Тихон (Шевкунов) призвал руководство регионов активнее подключаться к борьбе с алкоголизацией населения.

    Со слов архимандрита Тихона, пока только в 14 регионах России созданы местные отделения названного церковно-общественного совета, из них в ЦФО - лишь два, в Воронежской и Костромской областях. Меж тем появление таких отделений, возглавляют которые, как правило, губернатор и архиепископ, сегодня более чем желательно. Потому что именно от действий региональных властей, считает его высокопреподобие, во многом зависит решение "пьяной" проблемы.

    А бороться с алкоголизацией населения, действительно, пора уже всем миром. По данным ВОЗ, среднее количество выпиваемого спиртного в России составляет минимум 15 литров на человека. При этом употребление в год более восьми литров на человека в стране приводит к необратимому угасанию этноса.

    Сопредседатель антиалкогольного церковно-общественного совета уверен, что главный двигатель "запойного" процесса в России сегодня продолжает оставаться реклама. Несмотря на ее запрет и уход пенных пивных кружек из "детского" телеэфира во "взрослое", осталась скрытая реклама. Например, милые герои сериалов, показываемых в прайм-тайм, нередко "прикладываются" к бутылочке, причем показывается этикетка этой бутылки...

    Вторая причина - сверхдоступность спиртного. Если в советское время на среднюю зарплату в 120 рублей можно было купить 33 бутылки водки, то сегодня зарплаты в 15 тысяч хватает уже на 170 бутылок. А совсем недавно, когда самая дешевая бутылка водки стоила 50 рублей, этих "пол-литр" можно было приобрести все 300 (!) штук. Пиво же и алкогольные коктейли в ларьках стоят дешевле, чем вода и тем более сок, поэтому молодежь даже для утоления жажды летом приобретает алкоголь.

    Тем более что отовариться им не проблема: в России на каждые 400 человек приходится по ларьку (магазину) с алкоголем. В то время как в Исландии это соотношение - одна торговая точка на 15 тысяч человек, в Финляндии - одна на восемь тысяч. Между тем в самом популярном у молодежи коктейле этилового спирта - девять процентов, то есть одна яркая жестяная банка эквивалентна примерно 50 граммам водки и шести чашечкам крепкого кофе...

    Статистика ужасает. Из трех детей в возрасте 13 лет выпивают двое. Начиная с 13 лет ежедневно употребляют алкоголь, в основном пиво и коктейли, 33 процента мальчиков и 20 процентов девочек (данные Роспотребнадзора). А по прикидкам ВОЗ, лишь 40 процентов российских выпускников 2009 года доживут до пенсии, в то время как в Англии почтенного возраста суждено достигнуть 90 процентам вчерашних выпускников школ.

    - Россия - единственная страна в мире, где все 24 часа в сутки можно в шаговой доступности от дома приобрести алкоголь, - продолжает отец Тихон. - Пока мы не запретим продажу слабоалкогольных напитков, включая пиво, в ларьках, дети будут спиваться.

    Но толку от сокращения торговых точек будет немного, если в оставшихся детям все равно будут продавать пиво и коктейли. По мнению архимандрита Тихона, необходимо изменить существующую систему штрафов за нарушения законодательства о продаже алкоголя несовершеннолетним. Потому что сегодня большинство торговцев предпочитают платить 500-рублевый штраф и получать при этом гораздо более существенную прибыль, ничуть не задумываясь о последствиях для здоровья детей.

    Интересной, хотя и не бесспорной инициативой в этом направлении отец Тихон назвал решение руководства Костромской области о применении к нарушителям штрафа в один миллион рублей.

    - Это противоречит федеральному законодательству, но это настолько привело в чувство торговцев, что уже появились конкретные результаты, - сообщил сопредседатель совета по защите от алкогольной угрозы. - Не знаю, насколько регион правомочен вводить такие штрафы, но приостанавливать действие лицензии и лишать ее вполне можно.

    Борьба со змием

    ЯРОСЛАВЛЬ

    Отделения Общероссийского церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы в области пока нет, но с января сего года в регионе уже введено ограничение на продажу алкоголя крепостью выше 15 процентов с одиннадцати часов вечера до восьми утра. Как сообщили в областном УВД, штраф в 10 тысяч рублей для юридических лиц оказался действенной мерой.

    КОСТРОМА

    Отделение церковно-общественного совета в регионе создано еще в конце прошлого года, но пока его деятельность ограничивается социальной рекламой, показом в школах специально подготовленных антиалкогольных роликов и фильмов. Во второй половине марта в Костроме прошла областная акция "Мы выбираем жизнь! И ты - не молчи!", давшая старт антиалкогольной кампании в регионе. Более "прикладные" инициативы, в том числе ограничение продажи алкоголя по времени, пока - в ближайших планах.

    ТВЕРЬ

    Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин заявил, что намерен воспользоваться правом законодательной инициативы и внести в областной парламент предложения по ужесточению ответственности за нарушения в сфере торговли спиртным. Власти планируют, кроме того, ограничить продажу алкоголя по времени и сократить количество торгующих им торговых точек. В качестве профилактической меры будет разработан специальный антиалкогольный школьный курс.

    ВОРОНЕЖ

    С 1 января 2010 года в Воронежской области алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15 процентов запрещено продавать в розничной торговой сети с 23 до 7 часов. Ограничение не распространяется на заведения общепита. Штраф за нарушение этого требования - 3-4 тысячи рублей для должностных лиц и 30-40 тысяч - для организаций. Кроме того, к магазинам-нарушителям могут применяться и другие санкции - вплоть до аннулирования лицензий (особенно если там не соблюдается минимальная цена на водку, установленная на федеральном уровне). Согласно проведенному в январе социологическому опросу, это нововведение одобряет более 85 процентов жителей города.

    Поделиться