14.04.2010 23:46
Поделиться

Электронную "книгу жалоб" создали для уральских предпринимателей

Предприниматели Среднего Урала предложили создать нормативно-правовую базу для систематизации проверок субъектов малого и среднего бизнеса.

Идею среднеуральского бизнес-сообщества пояснила руководитель представительства Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх:

- С одной стороны, после принятия 294-го закона количество контрольных мероприятий снизилось. Но, с другой, вредных последствий от проверок меньше не стало.

Вот конкретный пример: у владельца одного из екатеринбургских продуктовых магазинов сотрудники ОВД изъяли товар на сумму полтора миллиона рублей. Впоследствии прокуратура признала проверку незаконной, административное производство прекратили, а товар вернули владельцу. Однако на протяжении четырех месяцев предприниматель был лишен возможности зарабатывать. А сотрудники ОВД и прокуратуры выполняли, по сути, бесполезную работу.

Другой случай. В одной из аптек в Кировском районе Екатеринбурга в течение недели проверяли правильность ценообразования. Среди тысячи наименований лекарств контролеры обнаружили одно, цена которого была завышена на 65 рублей. Дело передали в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области, а потом закрыли за малозначительностью. И таких примеров множество.

По мнению представителей предпринимательского сообщества, главная проблема - в законодательной базе.

- Нормативно-правовых актов, которые регулируют взаимоотношения контрольно-надзорных органов и предпринимателей, очень много. Они касаются субъектов предпринимательской деятельности в целом и часто вступают в противоречия друг с другом, - говорит Елена Артюх. - Однако, как нам кажется, применительно к малому и среднему бизнесу должны действовать отдельные нормативно-правовые акты и правила взаимодействия с проверяющими органами.

У представителей контрольно-надзорных органов Свердловской области иное мнение.

- В работе надзорных органов есть свои объективные и субъективные проблемы, - говорит заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Владимир Гурвич, - однако они не идут ни в какое сравнение с безобразиями, которые творятся в предпринимательской среде, особенно в сфере реализации продуктов питания.

В подтверждение своих слов чиновник привел интересную статистику. В 2008 году сотрудники управления Роспотребнадзора по Свердловской области провели 3801 проверку и обнаружили 7600 нарушений. А в 2009-м 2431 проверка выявила 8586 нарушений. То есть количество контрольных мероприятий реально сократилось - почти в полтора раза, зато число выявленных нарушений только возросло.

Как отметил Владимир Гурвич, увеличился и объем реализации некачественной продукции, и ущерб, нанесенный потребителям. Если в 2008 году жители Свердловской области потратили на некачественные товары 115 миллиардов рублей, то в 2009-м - уже 129 миллиардов.

Возможно, урегулировать отношения контрольно-надзорных органов с малым и средним бизнесом поможет специализированный сайт, который недавно заработал в Свердловской области. С помощью этого интернет-ресурса предприниматели могут очень быстро сообщить в правоохранительные органы о фактах коррупции и бюрократии. Это совместный проект ГУВД по Свердловской области, регионального правительства и среднеуральского Союза малого и среднего бизнеса. Как рассказал один из разработчиков сайта Илья Тарасов, зайдя на портал, предприниматель, права которого были нарушены, может изложить претензии к той или иной властной или надзорной структуре и оставить свои координаты. Все обращения передаются в правоохранительные органы. Доступ к жалобам представителей бизнеса имеют сотрудники областных ГУВД, прокуратуры, управления ФСБ, председатель правительства и главный федеральный инспектор. За пределы этого круга информация не выйдет.

Кстати

По данным арбитражного суда Свердловской области, шесть процентов рассматриваемых дел об административных правонарушениях в регионе закрываются за малозначительностью.