Московскую областную Думу посетила делегация представителей сразу двух столичных областей - Минской из Беларуси и Рижской из Латвии. Тема встречи сверхактуальна: проблемы, связанные с переработкой и утилизацией отходов жизнедеятельности человека. Не случайно вопрос переработки отходов обрел статус союзной программы.
А ситуация, о которой здесь пойдет речь, здесь действительно близка к катастрофической. Из 42 полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) в Московской области ресурсы подавляющего большинства подобных захоронений будут исчерпаны в ближайшие два года. Причем подобные проблемы характерны и для других столичных областей бывшего СССР. Не хватает территорий для новых и новых полигонов ТБО, песка для их пересыпки, недостаточно финансирования для строительства современных мусороперерабатывающих (подчеркиваем - не мусоросжигательных) заводов, весьма велики сложности внедрения в сознание людей необходимости понимать, что освобождение от тех или иных отходов по специальным технологиям, например, раздельная сдача мусора по видам сырья - жизненная необходимость, иначе уже в ближайшие годы мы погребем себя под Гималаями мусора.
Кое-что в данном направлении, конечно, делается. Так на 2006-2011 годы в Московском регионе предусмотрено привлечение в сферу вторичной переработки 4 миллиардов рублей, действует совместная специализированная группа Москвы и Московской области, координирующая ряд вопросов утилизации. Но сегодня надо во всеуслышание заявлять, что все принимаемые меры пока не дают адекватной отдачи.
Прокомментировать ситуацию и подробнее рассказать о визите гостей из Беларуси и Латвии мы попросили кандидата экономических наук Олега Приймака - депутата Московской областной Думы, который курирует в региональном парламенте именно это направление работы.
- Олег Анатольевич, недавно, проезжая в Сеуле мимо стадиона, на котором проходили летние Олимпийские игры 1988 года, обратил внимание на находящийся вблизи спортивной арены странный объект, состоящий из двух живописных, покрытых травой холмов в несколько десятков метров высотой и суперсовременного здания, возвышающегося между ними. На вопрос, что это, переводчица объяснила: мусороперерабатывающий завод. Причем работающий. И ни пылинки, ни дыминки, ни активистов "Гринпис". Поверилось с трудом.
- Вполне понимаю ваши эмоции. Я сам, когда начал по роду депутатской деятельности углубленно изучать проблему, многому удивлялся. К сожалению, в деле утилизации и переработки бытовых отходов мы отстаем от других развитых стран весьма и весьма серьезно. И пока не примем кардинальных и безотлагательных мер по выправлению ситуации, проблема с каждым годом будет кратно обостряться. Ведь вдумайтесь: только Москва и область "производят" в год 20 миллионов тонн отходов!
Кстати, во всем мире из подобного богатства извлекают многомиллиардные доходы. А мы ежегодно закатываем в землю сотни тысяч тонн металла, дерева, пластика, бумаги. Еще и убытки терпим. Да, современный мусороперерабатывающий завод - недешевый объект. И окупается не так быстро, как хотелось бы. Но ведь игра стоит свеч.
Приведу лишь один пример. Сегодня Россия переживает потребительский бум. К нам поступают миллионы тонн товаров со всего света. Все они упакованы. Многие из них имеют специальную маркировку, так называемую "зеленую точку" с изображением двух стрелок. Это значит, что изготовитель уже оплатил лицензионный сбор в казну, исходя из материала упаковки, ее массы, площади и т.д. Вот вам и готовые деньги для решения реальных экологических проблем России, в частности, средства для перерабатывающих заводов. Но и здесь мы в тупике: существующая до сегодняшнего дня законодательная и нормативно-правовая базы не позволяют в области утилизации упаковочных отходов присоединиться к той же европейской "Системе солидарной экономической ответственности", которая помогла бы привлечь в бюджет страны сотни миллионов долларов.
- Хотелось бы поподробнее узнать о результатах встреч с вашими коллегами из Беларуси и Латвии.
- Мне нравятся в этом деле подходы Беларуси к решению наболевшего. Там на государственном уровне решено полностью исключить процесс механического захоронения отработанных материалов. Речь идет только об утилизации и переработке всего отслужившего. Причем наши гости стремятся изучать проблему не на виртуальном уровне, по компьютерам, как это порой практикуется, а в реалиях. В ближайшее время у нас в подмосковной Электростали готовится к запуску современное предприятие с неразделенным сбором отходов. Так гости его исследовали, как говорится, от пяток до макушки. Заинтересовал их опыт и опыт Ногинска, где сегодня пытаются внедрить наиболее прогрессивный сбор отходов - по фракциям. Это дает значительно большую отдачу, но все упирается пока в наш менталитет: очень трудно заставить идущих к баку с отходами складывать стекло в один контейнер, пластик в другой, бумагу в третий. Но, глубоко убежден, и к этому мы придем. Другого выхода просто нет.
- Как часто проходят подобные встречи?
- Регулярно. Например, в середине прошлого года делегация Московской областной Думы побывала в гостях у белорусских парламентариев. Мы увидели и узнали много интересного. На одной из встреч в качестве тоста прозвучали следующие слова: "Мы один народ, мы славяне, мы должны быть вместе". Голосую за это обеими руками.