За полвека Россия потеряла двадцать наречий разных народов страны

16 апреля в Мордовии отметят День родного языка. Праздничные мероприятия пройдут и во многих регионах РФ, где компактно проживают эрзяне и мокшане.

Однако дату 16 апреля если и можно назвать праздником, то лишь с определением "грустный": сфера применения эрзянского и мокшанского языков с каждым годом сужается. Все меньше остается людей, свободно владеющих этими языками.

К сожалению, не только эрзяне и мокшане испытывают языковой дискомфорт. У народности сету (сами они называют себя "сето"), что проживает в Печорском районе Псковской области, последним оплотом родного языка осталась деревенька Сигово. Здесь живут 87 человек, свободно владеющих сетусским наречием эстонского. Благодаря им в деревне сохранился музей-усадьба "Сето".

- Но динамика не внушает оптимизма, - говорит Эне Лыйв, хранительница фондов народности сету. - Перепись-1989 зарегистрировала в районе около 950 человек, назвавшихся сето. А теперь нас не осталось и двухсот.

По ее словам, молодежь из деревни уезжает (некоторые - в райцентр, а большинство - в Эстонию), население сокращается. Да и что молодежи делать в деревне, от которой до ближайшей автобусной остановки почти три километра?

Малокомплектную деревенскую школу закрыли, но благодаря силе традиций сетусский язык на бытовом уровне знают все сиговцы. А те, кто уехал в Печору, могут даже посещать уроки сетусского языка в райцентровской школе - он преподается на факультативной основе.

На что бы ни сетовали сету, они все равно в более выгодном положении по сравнению с иными коренными народами страны: под боком близкородственная Эстония, куда всегда можно уехать.

Татары же, чуваши и многие другие аборигены России не на шутку обеспокоены ситуацией, сложившейся в национальных школах: под угрозой оказалось преподавание родных языков. А следовательно, и будущее самих народов, поскольку аксиому "нет языка - нет народа" никто не отменял.

Тревогу у коренных народов России вызывает 309-й федеральный закон (принят в конце 2007 года. - Прим. ред.), исключивший из государственного стандарта образования национально-региональный и школьный компоненты.

На прошлой неделе в органы власти были направлены резолюции и обращения, в которых представители коренных народов предложили чиновникам и депутатам рассмотреть возможность отмены ФЗ-309, а также воссоздания Палаты национальностей и министерства национальностей РФ.

Эти документы "в первом чтении" принял форум представителей общественных организаций Российской Федерации по вопросам сохранения и развития родных языков коренных народов России, который прошел в Чебоксарах в конце февраля.

Суть ФЗ-309, по мнению участников совещания, в следующем: найдутся на местах деньги для включения национально-регионального компонента - он в школах будет, а если нет - то и спросить за срыв урока родного языка не с кого.

В Нижегородской области, к примеру, преподавание мордовских языков не ведется, последние факультативы (они держались на энтузиазме сельских учителей) приказали долго жить еще несколько лет назад. С обучением татарскому здесь полегче...

Представитель от коми в столицу Чувашии не прибыл. Зато Иван Мануев, член совета конгресса бурятского народа, рассказал, что жители Усть-Ордынского и Агинского Бурятских автономных округов после объединения с Иркутской и Читинской областями соответственно остались даже без мизерной поддержки:

- В единичных школах, где еще сохранилось обучение бурятскому, учат без пособий.

Об ущербности национального образования напомнил и Янгурчи Аджиев, представитель ногайского народа в Дагестане:

- Не хватает учебников, нет возможности получать образование на родном языке, на грани исчезновения находится ногайская культура.

Необходимы отмена ФЗ-309, воссоздание Палаты национальностей и министерства национальностей РФ, уверены представители коренных народов.