На протяжении ряда лет законодательные инициативы регионов крайне трудно проходят через Госдуму.
Между тем в Послании Федеральному Собранию президент России поставил задачу повышения эффективности законодательной деятельности субъектов Федерации на федеральном уровне и поручил СФ стать координатором этой работы. Что делается, чтобы исправить ситуацию?
19-20 апреля в Совфеде состоится заседание Координационного Совета руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти РФ, где будет обсуждаться вопрос о подготовке и сопровождении местных законодательных инициатив.
Логика главы государства очевидна. Координирующая роль Совфеда является неотъемлемым элементом его конституционной природы. Статус СФ как палаты регионов дает основание рассматривать законодательную деятельность и законодательные инициативы нашей палаты как выражение консолидированной позиции регионов по вопросам совершенствования федерального законодательства. СФ отражает интересы субъектов Федерации на федеральном уровне, и эта роль нашей палаты будет только усиливаться.
Одной из задач, стоящих сегодня перед нами, является создание правовых и организационных механизмов, позволяющих в полном объеме использовать потенциал субъектов Федерации в федеральном законо творчестве. Начальный этап процесса консолидации региональных законодательных инициатив уже пройден. Сформирован пакет нормативных актов, которые определяют механизм взаимодействия с регионами. Внесены изменения в Регламент СФ, действуют распоряжение председателя СФ о взаимодействии с законодательными органами субъектов Федерации по вопросам законодательной деятельности и Концепция совершенствования взаимодействия с законодательными органами регионов.
Сейчас перед нами стоит задача - отработать четкую процедуру прохождения консолидированных инициатив. Пройдя предварительную экспертную проработку, законодательные предложения поступают в комитеты и комиссии палаты. Свою роль в этом процессе играют аппараты Совфеда и региональных заксобраний. Таким образом, правовой механизм взаимодействия есть, однако его практическая реализация требует создания соответствующих условий на всех стадиях федерального законодательного процесса.
Всего в Совфед за прошлый и начало этого года от региональных заксобраний поступило свыше 30 консолидированных инициатив. В Госдуму уже внесена первая такая инициатива Совфеда и Госдумы Томской области. На разных стадиях подготовки в комитетах и комиссиях находятся еще 13 законопроектов.
Вместе с тем практика показала, что некоторые процедуры нашего взаимодействия с законодательными органами регионов нуждаются в усовершенствовании. Важно более строго подходить к формированию самих законодательных инициатив. В определенной степени такие инициативы должны носить межрегиональный характер, а сфера их регулирования должна затрагивать насущные вопросы развития ряда регионов. При этом процедура формирования и рассмотрения консолидированных инициатив должна приобрести официальный характер. Статус консолидированной законодательной инициативы можно было бы определить на законодательном уровне: СФ подготовил соответствующие предложения, которые получили поддержку 52 субъектов Российской Федерации.
Актуальной задачей нашей совместной работы на нынешнем этапе является и выработка единого механизма планирования. Предстоит существенно сократить сроки принятия решений о подготовке таких инициатив. Необходимо организовать более тесное взаимодействие с парламентскими ассоциациями субъектов Федерации, рассмотрение на их заседаниях предложений по подготовке проектов консолидированных законодательных инициатив.
Для аппарата СФ организация и проведение работы по подготовке и сопровождению таких инициатив - приоритетное направление деятельности. Эта тема является предметом обсуждения на многих мероприятиях. И Координационный Совет (КС) руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти РФ - это та платформа, на которой руководители аппаратов могут вырабатывать конкретные механизмы по сопровождению региональных законопроектов.
19-20 апреля в Совфеде состоится очередное заседание КС на тему "О взаимодействии аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти РФ по подготовке и сопровождению региональных законодательных инициатив". Анонсируя мероприятие, следует отметить те вопросы, на решение которых могло бы ориентироваться наше сотрудничество.
В сфере правового обеспечения речь могла бы идти о создании единых правовых основ внесения и прохождения законодательных инициатив, поддержанных регионами в качестве консолидированных. В сфере аналитического обеспечения - создание единой аналитической базы по прохождению региональных законопроектов. В сфере информационного обеспечения - организация взаимного оперативного обмена информацией, информационная поддержка региональных законодательных инициатив.
Одна из причин недостаточной эффективности региональных законодательных инициатив - отсутствие системного информационного обмена между СФ, Госдумой и заксобраниями субъектов Федерации. Налаживание такого информационного обмена - общая задача. Консолидация усилий парламентских служб - это важный фактор повышения эффективности законотворчества и в конечном счете - обеспечения дальнейшего развития нашего общества.