Госдума обсудила вопросы повышения эффективности госслужбы

На охотном Ряду вчера размышляли, как повысить эффективность государственной службы.

Участники парламентских слушаний, организованных Комитетом Госдумы по делам Федерации и региональной политике, пытались найти критерии для оценки деятельности чиновников, ее, так сказать, конечного результата. И пришли к выводу, что это сделать "крайне сложно". Можно, конечно, посчитать, сколько документов было завизировано за месяц, за год. Но такой численный показатель не определяет КПД управленца, для которого характерен творческий подход. Поэтому оценка работы госслужащего его руководителем зачастую укладывается в формулировки - "хорошо" или "плохо". А премия не стимул для эффективной работы, не мотивация качественного выполнения задания, а прибавка к чиновничьей зарплате и, как правило, распределяется пропорционально размерам должностных окладов. Система оплаты труда на государственной гражданской службе вообще вызвала много претензий у участников слушаний, которые отметили, что подавляющая часть российских чиновников "находится в состоянии "пожизненного найма", а не проходит службу по контрактам, в соответствии с которыми оплата труда производится в зависимости от показателей результативности и эффективности служебной деятельности".

Вывод - надо совершенствовать законодательство, где, по мнению зампреда комитета Гульнары Сергеевой, немало пробелов. Депутат предлагает, например, разработать нормативно-правовой акт, направленный на унификацию прохождения различных видов государственной службы и устанавливающий порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы.

Руководитель аппарата Госдумы Алексей Сигуткин отметил, что до сих пор не утверждено положение о кадровом резерве государственной гражданской службы. И это создает проблемы при его формировании.

Участники парламентских слушаний рекомендовали правительству России и Федеральному Собранию ускорить процесс подготовки проектов правовых актов о формировании системы управления госслужбой, о создании федерального государственного органа по управлению госслужбой, ускорить разработку проекта закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" - давно назрело.

О том, что законодательство должно соответствовать "тем реальным вызовам и задачам, которые возникают в стране", говорили вчера и на другом думском мероприятии - семинаре-совещании, на которое съехались руководители аналитических служб аппаратов региональных парламентов. Системная работа этих служб с законодательными инициативами, по мониторингу правоприменительной практики, как считает замруководителя аппарата Госдумы, начальник управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов, очень важна для того, чтобы понимать основные направления развития законодательства и не допускать в нем противоречий, дублирования. "Сейчас, как никогда, востребована аналитическая продукция. Она в целом востребована в стране, но чрезвычайно важно обеспечение власти квалифицированной аналитической информацией", - заметил Шувалов.

В ходе семинара были комплексно рассмотрены различные аспекты организации аналитического сопровождения законодательного процесса, а также сделаны практические рекомендации, направленные на его оптимизацию на всех стадиях, начиная с "нулевого чтения". "В целом же проводимое мероприятие, - подчеркнул первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, - только часть той многоплановой долгосрочной работы Государственной Думы во взаимодействии с субъектами Федерации, которая имеет своей целью резко повысить качество законотворческой деятельности. Без такой качественной "прибавки" российским законодателям будет очень непросто обеспечить выполнение своей части стратегической задачи, стоящей в повестке дня развития Российского государства: в исторически сжатые сроки осуществить его всестороннюю модернизацию".