86-летний житель уфимского пригорода Борис Захаров много раз обращался в военкомат по поводу восстановления потерянного военного билета и наградных документов, но так и не дождался помощи.
Исправить историческую несправедливость взялась неугомонная соседка Бориса Степановича Галина Седлецкая, которая сочла необходимым вернуть земляку заслуженные награды и почет и отправилась по инстанциям.
- А я его рассказы слушала, - говорит Галина Седлецкая, - и все время удивлялась: не может же малограмотный деревенский житель знать столько подробностей о войне, значит, все это правда! Сам же он считает ниже своего достоинства за наградами да льготами ходить.
Сколько раз Борис Захаров был на грани смерти, он теперь и не вспомнит - все тело иссечено боевыми шрамами. В 86 лет уже стерлись из памяти даты и фамилии командиров. Чуть не умер в госпитале от тифа, потерял пальцы на руке и ноге, чуть не умер после выстрела снайпера в шею, получил осколочное ранение в бок. Ушел в 1941 году на фронт 17-летним парнишкой и дошел до Будапешта в 1945-м. Но при этом ветераном войны до сих пор не числится.
После Победы направили Захарова на курсы младшего комсостава, но потом отчислили, когда узнали, что у сухопутного героя ампутированы пальцы на конечностях. Перед отправкой домой вручили две бумаги - наградные листы на медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945" и "За боевые заслуги".
- Самих медалей в те годы на всех не хватало, сказали, я смогу их получить в своем военкомате, - поясняет Борис Степанович. - Так они у меня и лежали до поры до времени, ждали, когда появятся награды для меня.
Военные комиссары о бывшем солдате не забывали - в 50-е годы снарядили на месячную переподготовку в Алкино.
...Его документы пропали в 1995 году. Тогда к 50-летию Победы приехали поздравлять его два представителя военкомата, подарили настольные часы, которые, кстати, ходят до сих пор, давая Борису Степановичу лишний повод для гордости за все отечественное. Этих гостей пожилой фронтовик на свою беду и попросил похлопотать насчет своих медалей и отдал им военный билет и все документы. Представители военного ведомства ушли и не вернулись. Подарки и поздравления от военкомата к Дню Победы после этого тоже прекратились. Поселок переходил из ведения Уфимского района в Кировский, распадались колхозы, менялись администрации, документы Бориса Степановича кочевали по инстанциям и, видимо, где-то затерялись.
В довершение ко всему в районной поликлинике потеряли медицинскую карточку Бориса Степановича со сведениями о его боевых ранениях.
Никаких льгот сегодня фронтовик не имеет.
- Он и раньше обращался с письмами в военкомат, просил восстановить утерянные документы, - рассказала корреспонденту "РГ" Галина Седлецкая. - Но из-за плохой памяти дедушка неправильно указал номера частей, в которых служил, и ему отказывали, посчитав, что старик пытается присвоить чужие заслуги.
Галина не согласилась с такой постановкой вопроса, взяла ветерана за руку, отвела в райвоенкомат и заставила написать новое заявление. Благодаря ее настойчивости сотрудники ведомства направили официальный запрос в Центральный архив Министерства обороны страны.
Ответа пока нет. Но вот что любопытно: в интернет-версии банка данных участников войны информация об уроженце Башкирии Борисе Степановиче Захарове, воевавшем в 79-й гвардейской стрелковой дивизии, есть. И... в соответствии с этими данными солдат числится пропавшим без вести с 14 марта 1944 года.
- Да, на меня приходила похоронка с фронта, и отец даже получал какие-то надбавки, но, когда я вернулся живой, деньги ему давать перестали, - вспоминает Борис Степанович. - Ранений у меня было много, лежал в разных госпиталях, а когда поправлялся, направляли служить в другую часть. Запросто могли записать пропавшим без вести. Списки с моей фамилией где-то должны быть, ведь нас всех перед каждым наступлением поименно переписывали.
- Надеемся, что специалисты Центрального архива минобороны нам помогут, - говорит Галина Седлецкая. - Вот была бы радость у старика! Встретил бы праздник Победы как полагается, при наградах и всех регалиях.