Новости

19.04.2010 00:05
Рубрика: Общество

Кошелек шефа

Нужно ли нам знать, сколько зарабатывает начальник?
За

Елена Драпеко, актриса, депутат ГД:

- Президент и премьер обнародовали свои доходы. Что здесь удивительного? Общество наняло этих людей, для того чтобы они выполняли определенную работу. Есть федеральные законы, которые определяют их полномочия. Теми же законами определяются их доходы. Мало того, есть ограничения для государственных служащих: они не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, возглавлять коммерческие фонды. Это распространяется и на членов правительства, президентскую администрацию. Мы привыкли относиться к первым лицам государства как к царской фамилии. А в демократическом государстве президент и премьер - лишь менеджеры высокого уровня, которые должны иметь высокие зарплаты, но при этом государство обязано следить, чтобы у них не было излишних доходов. Никакая иная деятельность не должна их отвлекать от государственной службы.

Неприлично интересоваться чужими доходами? Да, в советское время считалось неприличным знать, сколько получает твой сосед по коммунальной квартире. К слову, это негласное правило не лезть в чужой карман все равно нарушалось. Но мы же не соседи, мы граждане, которые имеют право знать все про чиновников, которых мы наняли: работают ли они на нас или еще на какого-то дядю?

Домыслы и зависть были, есть и будут: чужие щи всегда гуще. Но надо понимать, что объем работы, которую выполняют управленцы высокого уровня, и ее уникальность такова, что справиться с ней сможет далеко не всякий. Чиновники самого высокого уровня занимают свои должности практически на конкурсной основе. И если кто-то хочет получать, как президент, давайте, баллотируйтесь, и, может быть, за вас проголосуют! Так же отобран и депутатский корпус. Каждые четыре года происходит "переэкзаменовка".

Когда человек соглашается быть начальником или идет в политику, он должен быть готов к тому, что подчиненные будут интересоваться всем: и сколько в месяц зарабатывает, и на какой машине ездит. Впрочем, мне понятны истоки такого интереса к зарплатам и доходам начальников. Много несправедливости. Как говорится, "кое-где у нас порой..." Бывает и семейственность, и по принципу землячества теплые места, а соответственно, и зарплаты распределяются. Вот это и вызывает самые большие нарекания: не заработные платы, а несправедливое отношение к их распределению. Знаете анекдот: "Какой умный мальчик! Наверное, генералом будет! - Нет, он будет полковником, у генерала свой сын есть!" В хороших, серьезных фирмах стараются нанимать квалифицированных работников, а на чиновничьи должности часто устраивают по знакомству. Поэтому мне кажется очень продуктивной идея, которую пропагандировал еще Кириенко, будучи председателем правительства. Он предлагал нанимать чиновников на конкурсной основе. Это вполне нормальная ситуация. Но человек, который претендует на должность, обязан понимать, что его будут просвечивать рентгеном.

Что же касается борьбы с коррупцией, то, с моей точки зрения, обнародовать нужно не доходы, а расходы. Если чиновник, получающий пусть даже сто тысяч рублей, покупает замок за несколько миллионов, то нужно узнать, где он взял эти деньги. И тогда будет все понятно, и мы что-то сможем сделать с коррупцией. Идея же о публикации доходов, на мой взгляд, не дает нужного эффекта. Оправдать излишние доходы, мы знаем, просто: кто-то книгу написал и гонорар получил, кто-то где-то лекции читал, а кто-то кому-то советы умные давал. К слову, доходы налоговая инспекция контролирует, а отслеживать расходы у нее нет права.

против

Михаил Бергер, профессор Высшей школы экономики:

- Я считаю, что подчиненные не должны знать, сколько зарабатывает начальник. Они не должны знать не только это, но и более того - сколько зарабатывают их коллеги по работе.

Вообще "разговор о чужих зарплатах" мне кажется не вполне приличным. Это часть частной жизни людей. А также часть взаимоотношений работодателя и наемного работника, она может и должна оставаться непубличной.

Хотя изначально всем понятно, что начальник зарабатывает больше, чем подчиненный, - это такой базовый фактор. И мне кажется, этого знания достаточно, чтобы подчиненные, имеющие амбиции, стремились стать начальниками и увеличить свой доход.

В 90-е годы мы впервые соприкоснулись с опытом закрытых от общего любопытства зарплат. Какие чувства мы испытали? Я на самом деле всегда спокойно относился к тому, сколько получают другие, с чувством: да, пожалуйста. Зная, что всегда есть люди, которые зарабатывают больше меня, и я стремился зарабатывать больше.

В советское время ставки и оклады были примерно известны всем коллегам. Но ориентироваться на них было бессмысленно, потому что покупательная способность денег в руках начальника и в руках подчиненного была разной. Получая не очень-то разные деньги, они имели совершенно разные возможности что-либо на них приобрести.

Но в новые времена, мне кажется, к нам сразу пришло понимание того, что размер зарплаты это, в общем, вопрос двусторонних отношений того, кто нанимает, и того, кто нанимается на работу. А остальным в этом участвовать не обязательно.

За исключением тех случаев, когда речь идет о бюджетной организации. Когда планируется бюджет государственной организации, вот здесь-то все должно быть "на столе". Причем учитываться должны все доходы и привилегии, а не только зарплата. Потому что может выясниться, что где-то несчастный государственный чиновник получает несчастные 20 тысяч рублей, но при этом у него в круглосуточном распоряжении машина с 3 водителями, содержание которой обходится раз в 10 дороже, чем его зарплата. Может обнаружиться, что он бесплатно пользуется лучшей поликлиникой, что у него бесплатная госдача и санаторий, за номер в котором с него берут символическую цену в 200 рублей. Если для всех остальных граждан номер в подмосковном санатории стоит 1,5 тысячи рублей, это означает, что 1300 рублей этому чиновнику доплачиваем мы с вами в качестве налогоплательщиков. Поэтому и стоит требовать того, чтобы все, что связано с деньгами налогоплательщиков, должно быть публичным (в том числе и доходы чиновников). Но все, что связано с частным бизнесом, должно быть приватным. Люди, которые устраиваются на работу на государственную службу и в частный бизнес, должны понимать эту разницу и осуществлять свой выбор с ее учетом.

Не будем забывать, что начальники и подчиненные часто, работая в одной организации, работают на разных рынках труда. Рынок главных редакторов и рынок корреспондентов, рынок инженеров и рынок мастеров - это все разные рынки.

По-разному называются даже и агентства, занимающиеся поиском работников на эти рынки - рекрутинговые и хантинговые. Первые обычно занимаются рядовым персоналом, а вторые - поиском менеджеров, управляющих, иногда экзотических специалистов. И часто звучат ссылки: "Такова зарплата на этом рынке". На рынок обычно ссылается наниматель, когда выставляет условия. А хантинговые агентства, как правило, за деньги составляют доклады о том, какие зарплаты существуют на разных рынках.

Общество Соцсфера