Информатизация образования - не новое явление в российской школе. Еще четверть века назад осознали, что в условиях предстоящего распространения средств ИКТ абсолютное число жителей не подозревают о них.
Они не обладают информационной культурой, которая необходима для успешной жизни и работы в новой информационной среде. Встала задача подготовки общества и профессиональных кадров к созданию и использованию продукции зарождающейся ИКТ- индустрии. В результате во всех школах появился новый предмет "Основы информатики и вычислительной техники", стали оборудовать компьютерные классы. Появление в школе современных компьютеров стало наиболее зримым результатом проводимой работы, поэтому ее называли "компьютеризаций образования".
По мере развития этого процесса стало ясно, что для подготовки молодежи для жизни и работы в информационной экономике компьютерной грамотности недостаточно. Стало складываться новое видение информатизации школы. Оно основывалось на уверенности, что ИКТ могут повысить эффективность ее работы подобно тому, как средства механизации и автоматизации повысили производительность труда и качество выполнения работ в сфере производства. В последние десять лет это видение в полной мере начало реализоваться. Хотя данных о повышении эффективности учебной работы в результате использования средств ИКТ пока нет, проделанная работа дала существенный импульс развитию школы. Появились новые учебно-методические материалы - инновационные учебно-методические комплексы. Вырос уровень педагогической ИКТ-компетентности специалистов образования. Начало складываться новое видение процесса информатизации школы как решения задачи индивидуализации учебного процесса. Все это позволит гармонично решать воспитательные и образовательные задачи и достигать качественно новых образовательных результатов.
Синтез работ в области педагогической инноватики с возможностями нового поколения средств ИКТ привел к современному представлению об информатизации школы. Сегодня это не просто обеспечение участников образовательного процесса средствами вычислительной техники или подключение их к Сети. Современная информатизация школы - это процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. И в этом - суть дела.
В середине XVIII века Ян Амос Каменский создал учебное пособие, которое включало в себя "Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни". Сегодня уже невозможно отобрать в качестве содержания школьного образования "все важнейшие предметы". Объем знаний быстро растет, и все их уже не включить в школьные курсы. К тому времени, когда сегодняшние первоклассники завершат учебу, перечень существующих профессий существенно обновится. Поэтому важнейшей целью современной школы становится формирование у каждого учащегося новой ключевой компетенции - способности учиться.
В основе традиционной школы лежит классно-урочная система. Ее создание - результат прозрений и разработок великих педагогов прошлого. Она стала основой для существующего массового образования, обеспечила становление индустриальной экономики, сделала похожими школы во всех странах мира. Однако резервы повышения результативности работы данной системы за счет совершенствования методов учебной работы в значительной мере исчерпаны, а сама традиционная организация учебного процесса стала препятствием на пути индивидуализации учебной работы, достижения учащимся новых образовательных результатов.
Организационная структура и информационные инструменты, которые лежат в основе традиционной модели школы (постоянные учебные группы учащихся, сменяющиеся уроки, журнал посещаемости и успеваемости, дневник, расписание занятий и т.п.), были заимствованы три века назад из практики становящегося промышленного производства. В результате школа планирует и проводит учебную работу не для отдельных учеников, а для классов-комплектов. "Бумажные технологии" не позволяли двинуться дальше.
Для новой школы с индивидуализированной системой учебной работы организационную структуру и инструменты берутся из практики современного высокотехнологичного производства. Примером может служить индивидуализированная организация работы сотрудников организаций, работающих в сфере высоких технологий. Они пользуются личными компьютерами и порталом своей организации, которые позволяют им пользоваться динамически обновляющимися календарями. Здесь поминутно фиксируются все поступающие задания, производственные мероприятия, отметки об их выполнении и т.п.
Сегодня сотни тысяч работников по всему миру повседневно используют корпоративные порталы как информационный инструмент для поддержки оперативной совместной работы. Портальные решения позволяют перейти к гибкому индивидуальному планированию работы учащихся и преподавателей в школе. В распоряжении педагогов появляются надежные, отработанные в производственной практике гибкие инструменты для поддержки совместной, хорошо контролируемой целенаправленной работы больших коллективов людей, которые заменяют традиционные организационные инструменты работы школы: прошитый школьный журнал, расписание уроков на стене в коридоре и в учительской, дневник учащегося и т.п.
Новый цифровой дневник представляет собой календарь индивидуальной работы, куда включаются различные мероприятия: общие для постоянных групп учащихся или для динамически формируемых групп, а также индивидуальные с участием педагогов или родителей. В дневнике также фиксируется самостоятельная работа школьника с использованием рекомендованных цифровых образовательных ресурсов, интернет-ресурсов и т.п.
Новая модель школы уже используется в отдельных школах Швеции, Голландии, Австралии, США и других стран, а также в гимназии N 550 в Санкт-Петербурге, единственной пока школе в России, которая присоединяется к мировой сети инновационных школ (репортаж из гимназии на след. странице. - Ред.).