Эксперты: В обществе наблюдается потребительское отношение к педагогам

Приоритетный нацпроект "Образование" задал новый виток в развитии этой сферы. Особенно четко была отражена важность развития педагогического потенциала и сформулированы изменения, которые позволят выйти на новый, более высокий уровень развития образования в стране. Эти выводы звучали на парламентских слушаниях "О нормативно-правовой поддержке педагогов в РФ", организованных комитетом Совета Федерации по образованию и науке.

- Самые большие изменения связаны с информационной компетентностью учителей, - убеждена заместитель директора отдела Департамента государственной политики в сфере образования минобрнауки РФ Мария Гончар. - В самое ближайшее время должна быть обновлена сама система аттестации педагогов. Теперь каждая школа сама будет определять, какие программы и курсы для повышения квалификации должны пройти ее учителя.

- Подготовить конкурентоспособного ученика может только конкурентоспособный учитель, - считает директор московской гимназии N 1518, заслуженный учитель РФ Марина Фирсова. - Обязательная инновационность, безусловно, является спецификой работы современного учителя. Но без многоформатной поддержки со стороны школы и государства о повышении его профессионализма говорить не приходится.

Стоит напомнить, что именно для реализации этой задачи был создан и успешно реализуется проект "Академия учителей" при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО).

- Огромная беда сегодняшнего образования состоит в том, что наши командиры не любят заглядывать в школьные окопы, считает известный преподаватель литературы, учитель московской школы N 303 Лев Соломонович Айзерман. - Между тем в школе существует несколько проблем, одна из которых связана с тем, что уходит литература.

- Истоки проблемы следует искать в современном учебно-методическом подходе, - считает известный педагог. - Живые, понятные детям, берущие за душу темы, отображенные в произведениях классиков, которые следовало бы прежде всего учитывать при составлении программ, подменяются литературоведческими терминами, которые ученики обязаны "зазубривать". В результате школьники теряют мотивацию к обучению.

И еще: эксперты подсчитали: с 1995 года в федеральные законы об образовании были внесены изменения 62 раза. Между тем, по мнению профсоюзов, с каждым годом наблюдаются явные ухудшения в положении образовательных учреждений и их работников, а принимаемые законы еще более осложняют положение. Неслучайно 50% населения, как показывают недавние опросы, считают работу педагога непрестижной. Среди самих педагогов этого же мнения придерживается одна треть.

- Учительство сведено к уровню услуг, и это порождает потребительское отношения к педагогам, - говорит директор Института педагогического образования РАО Ирина Соколова. - Однако не стоит забывать, что личность учителя и даже его здоровье непосредственным образом влияют на его учеников.

Среди прочих инициатив на слушаниях звучали такие предложения, как введение должности "ассистент учителя" и восстановление института школьных вожатых. Был также поставлен вопрос о том, чтобы педагог был приравнен по статусу к госслужащему со всеми полагающимися льготами и чтобы выпускники педагогических институтов освобождались от службы в армии, что задержит, по мнению профессионального сообщества, в школе педагогов-мужчин, которые пока там явление редкое.