Когда семь лет назад наш 11-й "Б" ревел на выпускном, в родной 548-й (гремевшей на всю страну, как московский Центр образования "Царицыно") был навороченный (по тем временам) кабинет информатики и электронная почта, как единственное средство коммуникации.
Но информационно-технологические запросы этого уникального образовательного организма росли с каждым годом, в итоге шесть лет назад здесь запустили проект комплексной автоматизации школы. Теперь все, что касается обучения детей, контроля успеваемости, управления школой, контакта с родителями, взаимодействия с различными организациями (образовательными и не только), ведется в рамках единой информационной системы "Царицыно". Инфраструктура 548-й очень напоминает разветвленную филиальную сеть какой-нибудь крупной корпорации, с руководителем - настоящим лидером, и топ-менеджерами, всегда готовыми к инновациям.
- Да не чувствую я себя главой корпорации, директор школы я, - отмахивается от моего вопроса бессменный Ефим Лазаревич Рачевский. - Особенности нашей школы в том, что мы постарались создать разные образовательные среды для разных возрастов. А то, что у нас пять зданий - детский сад, начальная, подростковая, старшая школы и загородная база, - так это уже стало тенденцией в стране. С переходом на подушевое финансирование даже в сельской местности здания нерентабельных школ - хотя до сих пор не пойму, как можно говорить о рентабельности по отношению к хрупкому организму школы - отдаются более крепким учебным заведениям. Какими бы профессионалами ни были учителя в малокомплектных школах, но когда одному человеку приходится вести несколько предметов, профессиональная компетентность от этого страдает. Сегодня выживают и развиваются те школы, где больше пятисот учащихся.
- Конечно, можно только посочувствовать школам, где один учитель информатики выполняет все функции, связанные с внедрением информационных технологий в учебный и управленческий процессы. В нашем штатном расписании есть должности инженера-программиста и системного администратора, - продолжает Ефим Лазаревич, - и на зарплату им не приходится выкраивать средства, поскольку двум тысячам наших учащихся, а это три обычные школы, не требуются, к примеру, три директора, так что мы городскому бюджету даже выгодны. Могу с гордостью сказать, что наши IT-специалисты получают зарплаты, сопоставимые со средним уровнем на этом рынке.
- Среди них есть ваши выпускники?
- Да, в большинстве своем наши "компьютерщики" - выпускники "Царицыно". К примеру, главный системный администратор Максим Объедков - выпускник нашей школы, сын знаменитого учителя физики Евгения Сергеевича Объедкова, долгое время проработавшего здесь.
- Задачи по информатизации решает структурное подразделение - Центр информационных ресурсов, - в голосе Елены Николаевны Шимутиной, заместителя директора по информационным технологиям почти профессиональная гордость руководителя IT-департамента. Навязчивая аналогия с крупной компанией не отпускает. Тем более что на стене кабинета Шимутиной среди прочих дипломов есть и диплом MBA.
- Как уже сказал Ефим Лазаревич, у нас есть и системные администраторы, и инженеры, а есть и специалисты, отвечающие за ведение баз данных в Центре.Доступом родителей к электронному журналу Net School, где они могут увидеть успеваемость своих детей, занимается отдельный человек; поддержкой корпоративного портала, созданного на базе SharePoint Server при поддержке нашего партнера - компании Microsoft, - другой.
- В процессе обучения учитываются все потребности учителей и учеников, - продолжает виртуальную экскурсию по школе Елена Николаевна, - к примеру, в классе художников используются графические планшеты и специализированное ПО. В начальной школе есть тележка "маков" - учитель берет несколько ноутбуков и раздает их детям на время занятий. Для работы администрации мы активно используем Office communicator - продукт от Microsoft. Учитывая количество наших зданий, это очень удобно для профессионального общения, проведения оперативных совещаний и видеоконференций.
Перелистывая электронную презентацию "Царицыно", мы добираемся и до сайтов школы. Вот именно так, во множественном числе.
- Помимо основного сайта нашего Центра образования есть еще около 20, если честно, точное количество даже не знаю, не бралась подсчитывать, - смущается замдиректора. - Сайт есть у каждой школы и у детского сада, есть сайты классов, кружков, студий. А полтора года назад началось внедрение корпоративного портала на базе Microsoft SharePoint office server 2007. Уже через полгода мы начали использовать его. Оказалось, незаменимая штука. Здесь хранится вся документация школы, методические разработки, итоги наших планерок, есть даже напоминания о днях рождения сотрудников. К примеру, теперь все запросы на оснащение, ремонт и замену оборудования тоже идут через корпоративный портал.
- А используют ли все это учителя, открыты ли они к преобразованиям?
- Учителя делятся на три категории: те, кто активно использует имеющиеся возможности, те, кто использует лишь некоторые из них (таких большинство), и те, кто противится новшествам, но все же постепенно начинает к ним привыкать, - объясняет Шимутина.
Директор Рачевский был более категоричным, отвечая на этот вопрос.
- Того, кто не был способен к переменам и самосовершенствованию, приходилось увольнять, - вспоминает Ефим Лазаревич.- И дело тут вовсе не в возрасте, а в способности самого педагога к обучению. Сегодня назрела острейшая необходимость в перемене системы аттестации российских педагогов, их профессиональной подготовки.
Тем временем в одном из восьмых классов заканчивался урок географии. На доске в кабинете открыт электронный журнал.
- Удобная вещь, в отличие от бумажного журнала можно ставить несколько оценок в один день, - поделилась учительница географии Наталья Михайловна Шубенкова.
- А учебные материалы все в электронном виде?
- Нет, карты мы оставили традиционные.
- А как вы относитесь к использованию корпоративного портала? - не удержался я от вопроса.
- Корпоративный портал - это здорово, я как завкафедрой выложила туда очень много вещей.
- На портале работают не только учителя, но и библиотекари, медицинские работники, специалисты отдела кадров и др. Именно на портале формируется общий план работы Центра и контролируется его выполнение, проходит обсуждение методических вопросов. На портале выложены не только методические разработки по каждой кафедре, но и богатая коллекция видео- и фотоматериалов за многие годы. Т.е. это тот ресурс, который позволил нам структурировать и систематизировать наработанный за долгие годы информационный массив. У нас уже давно полностью электронный документооборот, - пояснила мне Елена Шимутина.
Следующий вопрос задаю учительнице английского языка Ольге Александровне Чинаревой.
- iPod используете на занятиях?
- Конечно. Существует такая вещь, как подкасты, я записываю их на плееры, тут мне сын помогает, а ученики прослушивают их и записывают у себя.
- Но ведь у iPod нет микрофонов?
- Это специальный комплект для лингафонного класса, здесь есть приставка. Таких комплектов всего два в Южном округе. Вообще я считаю, что использование современных технологий на занятиях - это дополнительная мотивация для школьников, они же теперь все с гаджетами на "ты", поэтому трудностей у них просто не возникает. Мало того, дети еще и учителям, если надо, помогут, здесь у нас настоящее партнерство.