Принятие госпрограммы "Чистая вода", основная цель которой сделать воду, текущую из кранов россиян, по-настоящему чистой, откладывается как минимум на два месяца.
Авторы документа, который должны были принять еще в начале года, должны разработать новый вариант, исключающий рост тарифов на воду для населения. После чего он должен быть представлен на рассмотрение правительству.
Как сообщил "РГ" источник, близкий к аппарату правительства, сейчас идет поиск финансового инструмента, который позволит отремонтировать трубы, но не будет требовать повышения тарифа для населения выше, чем годовая инфляция.
Еще в начале февраля власти склонялись к тому, что единственным возможным вариантом модернизации водной отрасли, а износ коммуникаций на сегодняшний день достиг уже 70 процентов, является передача этого рынка частному бизнесу. Последнее само собой предполагает рост тарифов, поскольку, по подсчетам экспертов, только через такой вариант возможен возврат вложенных в сферу ЖКХ инвестиций. По оценке минрегиона, общий объем средств, необходимых на ближайшие десять лет для модернизации всей водохозяйственной системы, составляет порядка 15 триллионов рублей. При этом ежегодно из бюджетов всех уровней вносится лишь 0,1 процента от этой суммы.
Правда, скептики утверждают, что "иного инструмента" при нынешнем положении экономики вовсе не существует и, скорее всего, курс на повышение тарифов сохранится. Если пойти по пути "заморозки" тарифов, можно только навредить отрасли, считает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев, поскольку коммунальщикам неоткуда будет брать деньги на текущий ремонт и замену труб.
Сторонники этой позиции также приводят в пример целый ряд аварий, произошедших в последнее время. Так, в прошлом году авария на водоводе в Саратове оставила почти половину города без воды. Последствия ЧП устранялись четыре недели. Основным фактором послужил как раз стопроцентный износ коммуникаций, на ремонт которых ни в бюджете города, ни в областной администрации в свое время, когда аварию еще можно было предотвратить, денег не нашлось.
Существующий запас прочности коммуникаций позволяет сделать авторам госпрограммы вывод, что его хватит еще на два-три года. Даже при таком состоянии дел реконструкция и строительство дополнительных объектов возможны без прерывания производственного цикла. Понятно, что для выполнения большого объема работ потребуется финансирование с трех сторон: федерального, регионального бюджетов и частного бизнеса. Правда, в этом случае для инвесторов привлекательность коммунальной отрасли очень зависит от "входной" позиции в проект.
При существующих тарифах большинству предприятий водопроводно-канализационного хозяйства лишь удается выходить в "ноль". При этом в основном за качество воды в городах отвечают муниципальные предприятия, которые являются естественными монополистами. Частный сектор занимает не более 10 процентов рынка. Чтобы увеличить долю бизнеса, государству, скорее всего, придется пойти на некоторые уступки.
Срок окупаемости среднего проекта по реконструкции водопроводных сетей составляет 8 лет. Если проект запускается с "нуля", срок увеличивается до 12 лет. Это достаточно долго, учитывая, что российский бизнес привык к быстрым деньгам.
К процессу уже подключился Внешэкономбанк, который предлагает программу льготного кредитования с финансовыми каникулами на срок от шести месяцев до года. При условии, что стоимость проекта должна составлять не менее 1,8 млрд рублей.
Начата работа по созданию отраслевых фондов. Предлагается создать инвестиционный фонд, деньги из которого будут распределяться регионам на условии софинансирования. В регионах уже идет отбор проектов, по которым будет оказана финансовая поддержка.