Минэкономразвития решило поддержать инновационный бизнес. В стенах ведомства при участии "Роснано" и Российской венчурной компании подготовлен законопроект об инвестиционном партнерстве. По словам Ивана Осколкова, директора департамента корпоративного управления минэкономразвития, существующие организационно-правовые формы собственности, такие как АО или ООО, не очень удобны для ведения инновационного бизнеса, поэтому было принято решение о создании такой формы, как инвестиционное товарищество.
"В этом законопроекте я вижу попытку упростить привлечение инвестиций в бизнес, в этом смысле он антикризисный, - говорит Эдуард Олевинский, председатель Совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Достаточно общие нормы Гражданского кодекса о простом товариществе, то есть о совместной деятельности без образования юридического лица законопроект развивает, уточняет и даже отчасти отменяет. В частности, авторы документа предлагают ограничить ответственность участников инвестиционного партнерства, не управляющих общими делами, вкладами в совместную деятельность".
При этом рассматриваемый законопроект, по словам Вадима Нариняна, к.ю.н., старшего юриста Incor Alliance Law Office, не создает кардинально новой формы отношений и тем более не создает новой организационно-правовой формы юридического лица. Предметом регулирования закона являются отношения в рамках инвестиционного партнерства, которое представляет собой "заключаемый в письменной форме договор двух или более лиц (партнеров) об объединении своих вкладов и совместной деятельности без образования юридического лица". "Исходя из процитированной формулировки, инвестиционное партнерство можно называть подвидом договора совместной деятельности (простого товарищества), - считает эксперт. - Главное отличие партнерства от классического простого товарищества с учетом представленных формулировок - заявленная на уровне закона возможность существования партнеров, не участвующих в предпринимательской деятельности в рамках партнерства, а фактически только вкладывающих свои средства в "общий котел" и участвующих в распределении прибыли. На самом деле Гражданский кодекс не запрещает предусматривать такую возможность в рамках договора простого товарищества".
Эксперты считают, что законопроект пока сырой. "Многие положения мне видятся излишне революционными и преждевременными, - говорит Эдуард Олевинский. - Инициаторы законопроекта сделали попытку максимально приблизить смысл инвестиционного партнерства к юридическому лицу. Соглашение сторон инвестиционного договора, по сути, приравнивается к воле всех участников партнерства: большинство участников договора определяют решения за всех партнеров, а это нарушает принцип автономии воли". Кроме того, по мнению эксперта, часть идей, изложенных в законопроекте, и вовсе нереализуемы. "Например, исходя из документа, сделка, которую совершил управляющий партнер с Ивановым, не может быть признана недействительной только потому, что она нарушает его договор с Петровым и Сидоровым. Если это положение все же вступит в силу, уклониться от исполнения сделки станет проще пареной репы", - отметил Эдуард Олевинский.
"На наш взгляд, использование самостоятельного нормативно-правового документа уровня федерального закона не представляется уместным для рассматриваемого вопроса, - считает Вадим Наринян. - Более целесообразным является, допустим, дополнение положений ГК РФ о простом товариществе путем включения положения о подвидах совместной деятельности: с разделением на разных партнеров или без такового. Кроме того, с точки зрения актуальности проблемы, более логичной реализацией идеи, представленной в законопроекте, могла бы стать подготовка нескольких проектов договоров о совместной деятельности, раскрывающих большинство представленных в законе вопросов".