Оказывается, пока публично иранский лидер Махмуд Ахмадинежад критикует президента США, официальный Тегеран тайно пытается вступить с официальным Вашингтоном в переписку. Но все секретное, как правило, становится явным. Вопрос лишь в том, кто из двух лидеров больше выигрывает от разглашения данной информации?
В понедельник со слов официального представителя Совета национальной безопасности при Белом доме Майка Хаммера стало известно, что еще месяц назад Обама получил от Ахмадинежада письмо. Но сказав "А", в окружении президента США почему-то не стали говорить "Б". "Мы не собираемся в этот раз вдаваться в детали относительно содержания корреспонденции", - пояснил Хаммер. Он лишь добавил, что Обама принял решение отказать Ахмадинежаду в праве получить ответ на свои предложения: "Мы не планируем отвечать на письмо, поскольку отвечать не на что".
В действительности, чтобы понять, что написано в письме Ахмадинежада, не нужно быть гадалкой или ясновидящим. Из Тегерана за последние несколько недель звучало немало реплик, оценок и призывов в адрес Вашингтона. К примеру, 16 апреля президент Ирана заявил, что США "не только применили ядерное оружие в прошлом, но и на официальном уровне угрожают применять его и впредь". К такому выводу Ахмадинежад пришел после того, как Обама в Вашингтоне несколькими днями ранее обнародовал новую американскую ядерную доктрину. В ней, в частности, допускается возможность использования оружия массового уничтожения против таких стран, как Иран и Северная Корея.
Нет сомнений, что в письме Ахмадинежада есть и конкретные предложения. К примеру, на днях иранский лидер предложил создать "международный независимый орган, наделенный всей полнотой полномочий", для контроля над ядерным разоружением.
Но почему и зачем Обама решил не отвечать? Из скупых слов Хаммера можно сделать вывод о том, что предложения Ахмадинежада не показались Вашингтону интересными. Впрочем, это, очевидно, далеко не полный список соображений, на основании которых Обама решил в ответ промолчать.
Начнем с того, что Ахмадинежад не первый раз пытается вступить в переписку с Белым домом. К примеру, в 2006 году он уже направлял экс-президенту США Джорджу Бушу 18-страничный документ, в котором излагал новые пути разрешения существующих разногласий. Более чем ясно, что иранский лидер не просто хочет объясниться с Белым домом. Факт ответа из Вашингтона был бы немедленно интерпретирован иранской дипломатией как начало официальных ирано-американских переговоров на высшем уровне. Пусть и в заочной, письменной форме. Чего ни Обама, ни его предшественники делать не собираются. Во всяком случае до тех пор, пока Тегеран не начнет адекватно реагировать на предложения "шестерки" международных посредников. В Совете Безопасности ООН уже начались консультации, которые, по мнению большинства экспертов, в итоге приведут к принятию резолюции, в которой будут прописаны новые куда более жесткие санкции в отношении Ирана.
Не исключено, что предложение Ахмадинежада создать международный независимый орган не что иное, как очередная попытка Тегерана потянуть время и уйти от обсуждения главного на сегодняшний день вопроса: создают ли иранцы втайне свою ядерную бомбу? И это вторая причина, по которой Обама не отвечает на письмо Ахмадинежада. Белый дом тем самым четко дает понять: сначала докажите, что у вас нет собственной военной ядерной программы, потом будем - вести переписку. И не только.