Пять дней министрам транспорта европейских стран потребовалось для того, чтобы обсудить ситуацию с воздушным сообщением в Старом Свете. Возможно, эта телеконференция вообще не состоялась, если бы не предложение председательствующей в ЕС Испании.
С учетом кризисной ситуации, которая сложилась в воздушном пространстве Европы в связи с извержением исландского вулкана, Мадрид предложил пассажирам, застрявшим в Америке и Азии, прилетать в Испанию. И уже оттуда наземным транспортом или по морю добираться на родину. На сегодняшний день это, собственно, единственное предложение руководства единой Европы, как преодолеть транспортный коллапс.
В качестве примера испанские власти приводят авиакомпанию "Иберия". Она на арендованных автобусах отправила к месту назначения около четырех тысяч застрявших в испанских аэропортах пассажиров.
Впрочем, основной вопрос - возможны ли полеты современной авиации через облака пепла, остается нерешенным. Главы транспортных ведомств не взяли на себя ответственность за открытие воздушного пространства в Европе, переложив ответственность на службы гражданской авиации. А те, в свою очередь, не намерены поддаваться давлению со стороны авиаперевозчиков, теряющих ежедневно по 200 миллионов долларов.
27 тестовых полетов, проведенных тремя крупнейшими европейскими авиакомпаниями на самолетах без пассажиров, не выявили негативного влияния вулканического пепла на работу двигателей лайнеров. В процессе эксперимента использовались как "Боинги", так и "Аэробусы", которые пилотировали добровольцы. Дело дошло до того, что на одном из самолетов "Бритиш Эрвейз" в воздух поднялся исполнительный директор компании. Спустившись с небес, он заявил: "Летать можно". Но в понедельник британские аэропорты оставались закрытыми - никто из надзирающих за безопасностью полетов служб не взял на себя ответственность за возобновление воздушного сообщения. При этом правительства европейских государств кивают на рекомендации, сделанные Европейским бюро по контролю за безопасностью воздушной навигации. На основании именно этих документов были закрыты аэропорты в Старом Свете.
Представители авиакомпаний утверждают, что выводы, сделанные бюро, носят сугубо теоретический характер и не должны приводить к столь глобальному запрету на полеты. Перевозчики убеждены: метеорологи и гражданские службы перестраховываются.
Поскольку локаторы аэропортов и самолетов не способны точно выявить границы насыщенных вулканическим пеплом облаков, то выводы об их перемещениях, от которых зависит безопасность полетов, делаются исключительно на основании математических расчетов. И основаны на сведениях об интенсивности извержения вулкана с трудно произносимым названием Эйяфьятлайокудль. Но подобные математические расчеты, по мнению авиакомпаний, грешат серьезными неточностями и допусками.
С понедельника, как утверждают чиновники Евросоюза, воздушное сообщение начнет восстанавливаться. Процесс этот продвигается крайне медленно. По-прежнему остаются закрытыми аэропорты 19 государств. А экономисты заговорили о крайне негативных последствиях транспортного коллапса на перспективы восстановления экономики еврозоны в этом году. Хотя аналитики - и это, пожалуй, единственная положительная новость, обещают, что извержение исландского вулкана не приведет к повторной рецессии в Европе.
Тем временем немецкие авиакомпании рассматривают возможность судебного иска к министру транспорта Германии. За бездействие в кризисной ситуации.