Андрей Спиридонов: Молодым предпринимателям нужны условия для открытия и ведения своего дела

Президентом РФ поставлена задача - повысить долю малого и среднего бизнеса в экономике нашей страны до 60 -70% в ВВП. Очевидно, сделать это возможно только путем вовлечения в малый бизнес молодого поколения. Молодежь склонна открывать свое дело, используя инновационные подходы. Опрос, проведенный Ассоциацией молодых предпринимателей, показал, что свыше 70% респондентов начали заниматься бизнесом в возрасте до 25 лет. При этом они сталкивались с большим количеством проблем, основной из которых было отсутствие опыта, знаний и информации, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.

Что же это такое - молодежное предпринимательство, а точнее, кто такой молодой предприниматель. Ни один федеральный закон определения такого понятия не содержит. Региональное законодательство и общественные организации предпринимателей дифференцированно подходят к этому вопросу. Например, в Москве молодым предпринимателем считают гражданина до 27 лет. В других регионах этот возраст 30-35 лет. Такой разнобой мешает единообразному правовому применению и создает сложности участия молодых предпринимателей в грантах, конкурсах и программах по поддержке молодежного предпринимательства и нередко является основанием для отказа.

Молодым предпринимателям в первую очередь нужна не помощь, а создание условий для открытия и ведения своего дела. Истинный предприниматель не должен надеяться на помощь от государства, он должен сам развиваться, главное, ему в этом не мешать, а господдержка - это своего рода дополнительный бонус для него.

Другое дело, если молодой человек хочет открыть собственное дело (что сейчас не так распространено), ему можно в этом помочь. Так, среди выпускников вузов прошлого года только 6-8% решили заняться предпринимательской деятельностью. К сожалению, ситуация такова, что молодые люди в настоящее время отдают предпочтение работе в крупных компаниях, как российских, так и зарубежных. Кроме того, в последнее время государственная гражданская служба также стала довольно популярна. Поэтому основные причины нежелания молодежи заниматься собственным бизнесом - это отсутствие опыта, административные барьеры и, конечно же, нехватка начального капитала. Даже те, у кого есть неплохие идеи, зачастую не имеют представления, как воплотить их в жизнь: как составить бизнес-план, что нужно для того, чтобы зарегистрировать юридическое лицо, где взять деньги и как организовать сбыт. Получить кредит без залога практически невозможно, да и процентные ставки непосильны для молодых предпринимателей. Аренда помещения, особенно в Москве, - тоже удовольствие не из дешевых. Плюс ко всему есть проблемы с поиском персонала. Ведь в начальный период предприниматели не в состоянии платить большие деньги сотрудникам, поэтому сложно найти хороших профессионалов, готовых работать за скромную зарплату. Представляется, что одним из важных элементов развития молодежного предпринимательства должна стать система "предпринимательского образования", передача молодым людям знаний о том, каким образом лучше начать и развивать собственное дело, а также популяризация бизнеса среди молодежи, формирование успешного положительного образа молодого предпринимателя.