Новости

20.04.2010 00:03
Рубрика: Власть

Знайте меры

Текст: Елена Пенухина (эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования)

Сегодня Госдума рассматривает отчет правительства РФ о реализации антикризисных мер за 2009 г. На борьбу с кризисом было потрачено 1,2 трлн рублей, или 3,1% ВВП. Эффективно ли они были израсходованы на самом деле?

Наиболее масштабная поддержка была оказана банковской системе. Меры по ее стабилизации были реализованы достаточно успешно: в целом удалось поддержать ее ликвидность. Также сработали меры, направленные на решение проблемы декапитализации банков из-за "плохих долгов" (предоставление субординированных кредитов ВЭБ и Банком России). Правда, основными получателями помощи оказались госбанки, получившие 90% от ее объема. Меры по стимулированию кредитования, напротив, не дали должного эффекта. Объем кредитного портфеля за 2009 г. сократился в номинальном выражении на 2,7%.

Меры, направленные на поддержку реального сектора, в основном были сконцентрированы на поддержке отдельных системообразующих предприятиях (госгарантии, субсидии или взносы в уставный капитал). Они позволили не допустить лавинообразного роста банкротств предприятий, однако не оказали заметного влияния на восстановление промышленности. Более значимый вклад в постепенное возобновление роста промпроизводства внесли меры по повышению ставок ввозных пошлин, в частности в машиностроении и АПК.

Поддержка рынка труда и меры по социальной защите населения позволили сохранить социальную стабильность и не допустить резкого провала денежных доходов населения. Однако основная цель наращивания социальных расходов - поддержание внутреннего спроса - не была в полной мере достигнута. Несмотря на стабилизацию товарооборота, внутренний конечный спрос упал на 9,9% по итогам года.

Реализация антикризисных мер легла тяжким бременем на российский бюджет: ценой сохранения макроэкономической стабильности стал рост напряженности бюджетной системы. При этом, несмотря на обильные денежные вливания в экономику, сформировать новые источники экономического роста не удалось, что означает возврат к экспортно-сырьевой модели в ее ухудшенном варианте. В перспективе предстоит сделать нелегкий выбор между сбалансированностью бюджета в условиях, когда он перегружен социальными обязательствами, и использованием бюджетных расходов как основного инструмента стимулирования экономического роста.

Власть Работа власти Госуправление Власть Позиция Финансовый кризис в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники