Сегодня "РБГ" заканчивает публикацию новых Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (см. стр. 7). С 1 ноября 2010-го права и возможности всех, кто летает, расширятся. О новациях документа мы поговорили с заместителем руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александром Ведерниковым.
- Александр Викторович, что позволят в первую очередь сделать эти правила?
- Во-первых, перераспределить полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области государственного регулирования использования воздушного пространства и организации использования воздушного пространства. Во-вторых, учесть мероприятия, проведенные в единой системе организации воздушного движения РФ (далее - ЕС ОрВД), по объединению военных и гражданских секторов центров ЕС ОрВД и перехода отрасли на однофрагментную систему. В-третьих, привести структуру воздушного пространства РФ в соответствие со статьей 15 Воздушного кодекса и установить: зоны и районы (зоны и районы ЕС ОрВД, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны); маршруты ОВД; районы аэродромов, аэроузлов, вертодромов; специальные зоны; маршруты полетов воздушных судов; запретные зоны; опасные зоны; зоны ограничения полетов. А также ввести новые элементы структуры воздушного пространства: районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны.
Серьезные изменения коснулись не только текста правил, а оценки значимости последствий возможности эффективного использования национального достояния, которым является воздушное пространство, в мирное время - в интересах экономики, а в особый период - в интересах обеспечения обороноспособности страны.
Основными отличиями новых правил являются:
- дальнейшая унификация правил в целях устранения различий с международными стандартами;
- ликвидация пробелов и противоречий, возникших после перехода гражданской авиации к работе в рыночных условиях и ориентации на применение в корпоративных и личных целях;
- исключение фактически утративших силу норм, не позволяющих эффективно использовать воздушное пространство или не имеющих должного механизма реализации.
Кстати, общий объем правил значительно сократился, а вот права и возможности пользователей существенно возросли, поскольку созданы условия для устранения многих ранее существовавших ограничений, мешавших легитимно выполнять полеты. Также изменена существенная структура документа. Исключены положения, которые не являются предметом акта правительства РФ и подлежат регулированию иными актами. Закреплены положения с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО. Исключены нормы, потенциально содержащие коррупционную составляющую.
Кроме того, закреплен и новый механизм организации структуры воздушного пространства. Прописаны положения, реализующие внедрение маршрутной зональной навигации. Изменен порядок совершенствования структуры воздушного пространства, разработки и подготовки документов, определяющих организацию выполнения полетов в районе аэродромов, вертодромов, закреплены положения, определяющие использование беспилотных летательных аппаратов.
Но самое основное - это то, что закреплены три класса воздушного пространства и введен уведомительный порядок использования воздушного пространства (ИВП).
- Но ведь эта норма уже была введена несколько лет назад...
- В июле 2006 года в Воздушном кодексе была закреплена норма, определяющая уведомительный порядок использования воздушного пространства воздушными судами. Эту норму требовалось развить в следующем нормативном документе, которым и являются Федеральные правила использования воздушного пространства РФ.
Воздушное пространство РФ к ноябрю 2010 года будет распределено на контролируемое воздушное пространство и неконтролируемое.
Полеты в контролируемом воздушном пространстве осуществляются только с разрешения диспетчера и под его управлением. Диспетчер несет ответственность за предотвращение столкновения воздушных судов. Это его основная задача. Полеты в неконтролируемом воздушном пространстве (применяется уведомительный порядок) возлагают всю ответственность за полет на командира воздушного судна в границах неконтролируемого воздушного пространства.
Новые правила использования воздушного пространства вводят классификацию воздушного пространства. Предусмотрены три класса: класс А - разрешается полеты выполнять только по приборам и только под управлением диспетчера. Ограничения скорости нет. Класс С, где разрешается выполнять полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости тоже не применяются, в этом классе летают под управлением диспетчера. И новый класс, это класс G - разрешается выполнять полеты по правилам визуальных полетов и по приборам. Эшелонирование воздушных судов не производится. По запросу экипажа ему предоставляется полетно-информационное обслуживание. Однако при вылете командир воздушного судна обязан уведомить диспетчера о своем вылете.
Классификация воздушного пространства позволит разделить ответственность за безопасность полетов между диспетчером и командиром воздушного судна.
- Наверное, есть зоны, в которых нельзя летать по уведомительному порядку, к примеру, зоны аэропортов?
-Правила определяют запретные зоны, опасные зоны и зоны ограничения полетов. Запретные зоны устанавливаются в воздушном пространстве России для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов. Например: атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве. Опасные зоны устанавливаются над открытым морем в интересах видов деятельности государственных структур и в воздушном пространстве в районах лесных пожаров и вулканической деятельности, промышленных районах с постоянной повышенной задымленностью.
Зоны ограничения полетов устанавливаются в воздушном пространстве РФ над объектами (в районах), где полеты воздушных судов необходимо ограничивать по времени или по условиям их выполнения.
Запретные зоны, зоны ограничения полетов и постоянные опасные зоны устанавливаются Министерством транспорта РФ по представлению лиц, заинтересованных в установлении таких зон.
- Для большой авиации будут существенные изменения в новых правилах?
- Практически ничего не меняется. Однако гибкое использование воздушного пространства российскими и зарубежными авиакомпаниями в условиях роста интенсивности воздушного движения позволит сократить эксплуатационные расходы пользователей при одновременном повышении уровня безопасности полетов и надежности аэронавигационного обслуживания.