19.04.2010 23:00
    Поделиться

    Проблему задолженности коммунальщики решают за счет добросовестных жильцов

    Извечный вопрос взимания долгов за жилищно-коммунальные услуги государство переложило на частные управляющие компании. Корреспондент "РГ" выяснила, как борются с долгами населения самарские управляющие организации.

    Сегодня большая часть многоквартирных домов в Самарском регионе "поделена" между 125 управляющими компаниями (УК), большинство из них частные. Вместе с прибылью от жилищно-коммунальной сферы предпринимателям досталась в наследство и проблема задолженности жильцов по квартплате. Муниципальные власти на законных основаниях самоустранились от решения этого непростого вопроса. Таким образом, коммунальщики остались с дебиторской задолженностью населения один на один. Долги жильцов, по мнению участников рынка ЖКУ, становятся для них тяжким бременем. Предприниматели вынуждены тратить на погашение неплатежей часть средств, которые могли бы пойти, например, на ремонт домов.

    Одна из крупнейших УК Самары содержит на деньги добросовестных плательщиков отдел по работе с дебиторами. На середину апреля самарцы были должны УК около 409 миллионов рублей. Из них 180 миллионов - это текущая (до двух месяцев) задолженность обитателей более чем 100 тысяч квартир. Это люди которые чаще всего просто забыли оплатить счета вовремя. Неуплата от трех до шести месяцев составляет 56 миллионов рублей - это шесть тысяч квартир. Около 182 миллионов рублей УК не может получить с жильцов 13,5 тысячи квартир более полугода.

    С каждым видом задолженностей у коммунальщиков свой стиль работы. Неуплата от трех месяцев считается "подвижной". На этом этапе помогают долговые квитанции, уведомления о задолженности и претензии, адресованные неплательщикам, а также поквартирный обход. Правда, по мнению прокуратуры, в некоторых муниципалитетах области предупредительные меры нарушают права граждан. Так, муниципальное предприятие ЖКХ Пестравского района регулярно размещало в местной газете списки должников с их персональными данными. По мнению коммунальщиков, это была оправданная мера: боясь публичности, некоторые неплательщики гасили долги до того, как их имена появлялись в издании. Однако мнение прокуратуры оказалось противоположным.

    - С проблемой хронических должников мы, как правило, идем в суд, - рассказал "РГ" директор управляющей компании Сергей Стрельников. - Часть средств удается вернуть. Дело в том, что мы ведем расчеты с энергоснабжающими организациями на основе предоплаты. При этом неважно, оплатило население, допустим, за тепло или нет, - мы обязаны рассчитаться с поставщиками сполна.

    В итоге страдают исправно платящие жильцы - ведь их деньги направляются на оплату услуг за неплательщиков. Это особенно чувствовалось в условиях кризисных 2008-2009 годов, когда банки отказывались кредитовать частный бизнес.

    Управляющие организации Самары не исключают в ближайшем будущем и вариант сотрудничества с коллекторскими агентствами. Естественно, их агентские вознаграждения снова оплатят аккуратные жильцы.

    Практикуют УК и ограничение предоставления коммунальных услуг. Пока злостных неплательщиков отключают от электричества. Но ряд организаций уже закупили устройства, которые позволят перекрывать водоотведение в отдельных квартирах. Согласитесь, существование в многоквартирном доме без канализации представить трудно.

    Помимо жестких мер применяются творческие идеи. В компании Сергея Стрельникова, например, ближе к лету собираются объявить конкурс, по итогам которого домам, у которых меньше всего долгов, выделят средства на обустройство дворов. В малом городе Отрадном, где работает старейшая в регионе частная УК, пошли еще дальше: средства на ремонт подъездов и крыш приоритетно выделяют тем домам, в которых меньше всего должников.

    В Тольятти примерно половина многоквартирных домов сегодня находятся под управлением частой компании. По словам ее директора Виктора Попова, раньше УК работала с неплательщиками только в одном направлении - через суд.

    - Но с этого года мы практикуем программу лояльности. Вносящие аванс получили подарки, регулярно оплачивающие счета стали участниками лотереи, несколько десятков человек получили призы, - говорит Попов

    Руководитель еще одной крупной тольяттинской УК Александр Денисов пояснил "РГ", что его компания применяет для борьбы с дебиторской задолженностью целый комплекс мер.

    - Если перечислись все, это займет четыре листа убористого текста, - говорит Денисов. - Среди самых действенных - заключение договоров возмездного оказания услуг со старшими по домам и домкомами. Они собирают для нас информацию о должниках, оценивают их платежеспособность. Мастера ЖЭУ встречаются с дебиторами несколько раз в месяц. На хозрасчетной комиссии мы принимаем решения индивидуально по каждому неплательщику - предоставляем рассрочку, даже устраиваем его к себе на работу.

    Между тем

    96,2 процента составил процент собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги в Самарском регионе в 2009 году.

    Поделиться