19.04.2010 23:00
    Поделиться

    Работу с электронными обращениями граждан осложняет человеческий фактор

    На пути взаимодействия муниципалитета Уфы с населением с помощью информационных технологий появились серьезные препятствия.

    Одно из главных, по мнению заместителя уфимского мэра Алексей Ощепкова, - это несовершенство закона об электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Несмотря на то что закон об ЭЦП принят несколько лет назад, не каждый сможет заплатить за нее 15 тысяч рублей. Высокая стоимость обусловлена тратами на приобретение оборудования и программного обеспечения.

    - Без электронной цифровой подписи любое взаимодействие гражданина и государства не является полноценным, а зачастую просто теряет смысл, - говорит Ощепков. - Если всерьез заниматься интернет-услугами, то ответ на обращение заявителю должен быть отправлен юридически полноценный, как если бы он был на бумажном носителе - то есть завизированный электронной цифровой подписью.

    Проверяя после регистрации обращений граждан их адреса, медицинские полисы и иные параметры, специалисты столкнулись с тем, что один дом может быть "не приписан" ни к одному участку, а другой - относиться сразу к двум.

    Но легитимным был и остается традиционный бумажный документ, он и сейчас сопровождает электронный. К каждому цифровому файлу чиновники пока вынуждены прикладывать его распечатанный аналог.

    Дал о себе знать и человеческий фактор. По словам начальника отдела информационных технологий администрации Уфы Марата Рахимкулова, наиболее ярким примером являются недочеты, подобные тем, которые обнаружились при формировании общегородской базы данных очередников на получение жилья. Прежде списки велись по районам. Поэтому при их объединении выяснилось, что некоторые нуждающиеся стояли в очереди сразу в двух местах. Похожая ситуация возникла и в работе электронной регистратуры, в которой ежедневно появляется 500 новых записей. Проверяя после регистрации обращений граждан их адреса, медицинские полисы и иные параметры, специалисты столкнулись с тем, что один дом может быть "не приписан" ни к одному участку, а другой - относиться сразу к двум.

    Несмотря на такие минусы, плюсов от внедрения электронных услуг явно больше.

    - Не затратив ни копейки, только используя ресурсы поликлиник, очередь к врачам удалось сократить в два раза, - пояснил Рахимкулов. - Появилась реальная возможность управлять потоком пациентов и распределять нагрузку на медицинские учреждения. В то же время стало видно, каких именно узких специалистов не хватает. Для восполнения их дефицита уже заключен договор с медицинским университетом на целевую подготовку врачей нужных специальностей. Отрадно, что люди активно пользуются системой обратной связи - на форуме сайта каждый может сообщить про неувязки, ляпы и недоработки в области электронных услуг.

    Пока список цифровых сервисов, которые хотят внедрить в Уфе, насчитывает 19 позиций, но он будет расширяться.

    мнение

    Алексей Ощепков, заместитель мэра Уфы:

    - В ближайшей перспективе в электронном варианте будут доступны еще около двух десятков муниципальных услуг. Мы готовы рассмотреть предложения горожан по созданию новых сервисов. Пока ожидают очереди на внедрение электронная ярмарка вакансий, заявки на получение мест в детских садах, а также социального жилья. Думаем, что когда любой желающий сможет ознакомиться со списком очередников, то появится прозрачность, а значит, не будет места коррупционной составляющей.

    Кстати, у горожан сегодня уже отпадает необходимость лично "бить челом" разнокалиберным столоначальникам - пожаловаться на те или иные проблемы давно уже можно через Интернет. В 2009 году на сайте к администрации города обратились 947 уфимцев. По всем их 1390 вопросам приняты меры и даны ответы, ведь электронные обращения приравниваются к письменным.

    Справка "РГ"

    Сегодня 75 процентов домохозяйств башкирской столицы подключены к широкополосному Интернету.

    Поделиться