Проблемы Греции, которая оказалась на грани дефолта, российским регионам не грозят. У них нет "плохих" долгов, которыми трудно управлять. Однако число территорий с дефицитными бюджетами будет увеличиваться.
Примерно четверть регионов уже испытывают нехватку денег в казне, подсчитал старший эксперт Московского филиала международного рейтингового агентства Fitch Ratings Владимир Редькин. Но в целом ситуация в России по сравнению с региональными бюджетами европейских стран и назревающих в них долговых кризисах, можно сказать, в шоколаде. На днях Fitch присвоило России один из спокойных рейтингов - ВВВ, прогноз "стабильный". По словам эксперта, он отражает ожидания агентства в том числе и на относительно высокое качество управления долговой нагрузкой, которое обеспечит сохранение бюджетных показателей на хорошем уровне. О чем Редькин и сообщил участникам конференции "Региональные и муниципальные финансы - перспективы развития".
Во-первых, несмотря на рецессию, "в России не наблюдается признаков банковского кризиса", во-вторых, антикризисные меры российского правительства "были успешными". В-третьих, как пояснил Владимир Редькин, качество управления региональными бюджетами в России на высоком уровне. Регионы ведут взвешенную финансовую политику, чтобы не допускать дефолтов и провалов. В итоге прогноз по долгосрочным рейтингам 25 краев, областей и городов, которые "промониторило" агентство за год, также "стабильный". В январе - марте 2010 года этот статус подтвердили Тамбовская область, Красноярский край, Казань, Костромская область, Москва, Санкт-Петербург. Кстати, сегодня 33 из 203 местных и региональных органов власти из рейтингуемых Fitch в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке имеют "негативный" прогноз из-за высокой зависимости от налоговых доходов. В России регионов, чей прогноз Fitch помечен как "негативный", всего один. Это Новосибирская область.
Однако регионов с проблемными бюджетами прибавилось и в России. По данным агентства, следящего за ситуацией в 490 региональных и муниципальных органах власти по всему миру, если в 2008 году их в нашей стране было 37, то в 2009 году уже 57. Соответственно суммарный дефицит составляет 330 миллиардов рублей против 84 миллиардов годом ранее. Причина - падение производства, сокращение налоговой доходной базы, особенно налога на прибыль, исчезновение "подушек безопасности", накопленных за годы профицита. "Подушки", а также финансовая подпитка федерального центра помогли смягчить удар кризиса, но теперь условия другие. Рост расходов, особенно социально значимых, увеличился на 30-35 процентов. А рост собственных доходов в среднем снизился на 16 процентов.
Одновременно на местах снижаются и затраты на капитальные расходы, то есть на своевременное обновление ветшающей системы водоочистки, дорог, подземных коллекторов, электросетей, мусоросжигательных предприятий. "Но рано или поздно, тратиться на инфраструктуру все равно придется", - предупреждает Владимир Редькин. Поэтому главная задача и проблема региональных, муниципальных властей - поиск источников восполнения бюджетов. До сих пор это решалось за счет банковских займов и кредитов из федеральной казны. Мизерную ставку в своей долговой политике власти делали на выпуск облигаций и выход на внутренние и внешние рынки капиталов. Хотя именно эти перспективные инструменты дают стойкий рост инвестиций и эффективно решают проблему дефицита бюджета, напоминают эксперты Fitch.
Как отмечают в агентстве, кризис все-таки обострил интерес регионов и крупных городов к выпуску ценных бумаг. В этом году, приоткрыл секрет Владимир Редькин, несколько городов-эмитентов выпустят дебютные ценные бумаги. Несмотря на то что пока интерес региональных заемщиков, за исключением Москвы, только разогревается, в перспективе долговой рынок будет пополняться, уверяют в Fitch. Тем более емкость его достаточна, чтобы удовлетворить всех эмитентов. Пока же, как выразился эксперт, единственным "лакомым блюдом" инвесторов остается Москва со своими пользующимися повышенным спросом и на внутреннем, и на внешнем рынках облигационными займами. "Это единственный первоклассный заемщик регионального уровня, который сумел разместить на рынке свои 12-летние облигации", - говорит эксперт.
Между тем свет в конце тоннеля может появиться и за счет частно-государственного партнерства (ЧГП). Его реальные результаты демонстрирует сегодня всем российским губерниям Калужская область. Министр экономического развития Калужской области Руслан Заливацкий подробно поясняет, как удается завлекать в область крупных частных инвесторов, увеличивать доходы в бюджет. Напомним, в Калуге менее чем за два года уже построено два автозавода "Фольксваген", "Пежо". "Рецепт прост - областной бюджет взял на себя все риски по инфраструктуре, власть предоставила инвесторам права на земельные участки. После этого иностранцы пришли и построили заводы", - рассказывает чиновник.
Но не во всех регионах ЧГП идет так гладко. По мнению руководителя группы корпоративного финансирования крупной консалтинговой компании Евгения Трусова, частно-государственное партнерство в России сегодня проходит "обкатку", получает необходимый, пусть и отрицательный опыт. Но без альянса с частным бизнесом, говорит эксперт, госказне не вытянуть крупные инфраструктурные проекты. И практика показывает, что выгоды для государства в этой сфере появятся только при наличии конкуренции между инвесторами. "Имея дело с одним участником, как это случилось по проекту платной автотрассы Северо-Западный диаметр, ЧГП потребовало действительно большего объема госфинансирования", - соглашается Трусов, знакомый с нюансами дела. Совсем другой пример, по его словам, проект реконструкции питерского аэропорта Пулково. Там нашлось сразу несколько инвесторов, возник реальный уровень конкуренции. И в итоге Санкт-Петербург заключил очень выгодную сделку. "Альтернативы ЧГП нет, особенно когда начнется здоровый цикл экономического роста, связанный с активностью частного капитала. И к этому надо быть готовым", - призвал региональные власти к смелому инвестиционному поведению Трусов.