Петербургский "Интерфакс" собрал журналистов, чтобы уже в который раз обратить внимание на ситуацию с Домом ветеранов сцены им. М.Г. Савиной, принадлежащим Союзу театральных деятелей РФ. Представители СТД в очередной раз отказались прийти, и о "текущем моменте" говорили председатель Совета ветеранов Дина Петровна Кальченко, член Совета ветеранов, народная артистка России Нина Яковлевна Мазаева и новый директор Дома Александр Алексеевич Белокобыльский.
Как известно, Дом на Крестовском острове с прилегающей к нему территорией был подарен великой русской актрисой престарелым актерам. Советская власть оставила весь комплекс в собственности Всероссийского театрального общества, и даже в голодном послеблокадном 1948-м отстроила еще один корпус. Много лет Дом разрушался и нуждался в капитальном ремонте. В 2003 году в ДВС не было горячей воды, стариков возили в баню, где они калечились, их кормили на 40 с чем-то рублей в сутки, в Доме не было процедурной, нельзя было снять кардиограмму...
Когда в 2006 году руководство театрального союза решило продать часть территории "Системе-Галлс" с тем, чтобы на вырученные деньги был произведен ремонт, ветераны обратились с письмом к тогдашнему президенту Владимиру Путину, и в прямом эфире 2006 года он ответил им, запретив СТД продажу и посоветовав "Системе" безвозмездно перечислить 5 млн долларов Дому (именно такую сумму озвучивал СТД как необходимую для ремонта - не больше и не меньше).
5 млн долларов, или 132 млн рублей, поступило на счет Дома. За три года на них натекло примерно 50 млн руб. банковских процентов. Ремонт так и не начался, но деньги исчезают, и сейчас их осталось, как сообщил Белокобыльский, 77,5 млн.
Ветераны писали в прокуратуру, получали маловразумительные ответы и ничего не понимали.
"Я считаю, что это история грандиозного обмана", - сказала на пресс-конференции Дина Кальченко, обрисовавшая картину аварийного состояния памятника культуры: "Три года назад была создана комиссия, которая должна была контролировать расходование денег, чтобы они не ушли в песок. А они ушли в песок, комиссия исчезла, рассосалась, а судьба денег была покрыта тайной. Мы обратились к журналистам".
Когда после статей в прессе осенью 2009 года в Дом нагрянули прокуратура, ОБЭП, районное начальство, загадка открылась: СТД имеет письмо "дарителя", в котором пост-фактум "Система-Галлс" "разрешает тратить деньги и на содержание Дома", то есть на зарплату служащих, питание и прочие статьи, которые обязан был обеспечивать сам СТД. Отчего ж не сэкономить на стариках?
Порой кажется, что СТД РФ просто ждет, когда станут недееспособны деятели "сопротивления", тем временем заселяя Дом на коммерческой основе совершенно не театральными людьми. Несколько месяцев назад, еще в эпоху бывшего директора Хазановича, я позвонила в некую фирму "Рента" и спросила, за сколько можно поселить в Дом мою престарелую тетю. Мне тут же назвали сумму - 1 млн 100 тыс. руб. Когда я обнародовала эту информацию, в моем доме стали раздаваться устрашающие ночные звонки. На нынешней же пресс-конференции новый директор Белокобыльский ответил, что официальных договоров с такими фирмами у Дома не было и нет. Тем не менее посторонних людей (в том числе тяжело больных) в ДВС все больше, он становится городским приютом, против чего так яростно всегда протестует руководство театрального Союза, не желая отдавать Дом городу Санкт-Петербургу (ветераны хотят перейти под его юрисдикцию).
Островский назвал бы эту историю "Обещанного три года ждут", Салтыков-Щедрин - "Растратчики". В ней и правда есть что-то глубинное, дикое, безнадежно "салтыковское", постыдное.
Юридически не подсудно. В нравственном смысле - беспредел.