21.04.2010 23:45
    Поделиться

    Роза Отунбаева: Захваты земель, к сожалению, стали традиционными в нашей республике

    Это интервью завершилось глубокой ночью. На часах было без пяти минут двенадцать. Но у председателя временного правительства Киргизии Розы Отунбаевой впереди предстояло еще часа два-три напряженной работы: рано утром в столице должен был собраться актив областей, аксакалы, лидеры диаспор, чтобы обсудить, как республике жить дальше. Как удержать страну от сползания в гражданскую смуту, в экономический коллапс. Как спасти население от мародеров и самозахватчиков. Ведь на окраинах Бишкека обстановка по-прежнему оставалась неспокойной.

    Российская газета : Роза Исаковна, в России выражают озабоченность развитием ситуации в республике. Посольство РФ в Киргизии обеспокоено положением соотечественников. Что временное правительство намерено предпринять для защиты русскоязычного населения от погромщиков и националистов?

    Роза Отунбаева : Случаи вандализма в пригороде столицы, попытки захвата земли - все это происходит на территории Киргизии с жителями республики. Они не направлены специально против русских или против турок. Если где-то появляются какие-то слова, плакаты какие-то вывешиваются или кто-то кого-то изгоняет с места, то я бы, наверное, понимала это так: те, кто это инспирирует, хотят выжить, а для этого пользуются общей смутой. Но мы вчера в Маевке и в других населенных пунктах Чуйской области, где разгорелся новый земельный конфликт, вообще не видели антирусских призывов, лозунгов или акций такого рода.

    После отъезда экс-президента Бакиева из его родной Джалал-Абадской области сторонники бывшего главы государства буквально покупают людей, выводят их на улицы и площади областного центра, целенаправленно с ними работают, подбивают на противодействие новой власти. Все это для того, чтобы всюду сеять раздор, насаждать национальную рознь.

    То же самое происходит и здесь, в столичной Чуйской области. Действуют эти люди по принципу "после нас хоть потоп".

    Захваты земель, к сожалению, стали традиционными в нашей республике. В силу того, что мы живем, как говорил великий Айтматов, "в долинах среди гор". Это Чуйская, Таласская, Ферганская долины - вот и вся пригодная для жизни и земледелия земля. Кругом - горы. В Чуйской долине - Бишкек, в Ферганской - южная столица страны город Ош. Это житницы, в этих городах сосредоточена промышленность, социальная инфраструктура, торговля. Здесь есть работа. Вот все люди с окраин и рвутся в города, чтобы прокормить свои семьи.

    Некоторые сегодня стали даже жить двумя домами. В селе у него хозяйство, земля, скот. А его дети в Бишкеке получили клочок земли, построили домик небольшой, нашли какую-никакую, но работу. Тем и живут. В общем, изменилась структура привычной жизни, уклад ее традиционный изменился. И это тоже говорит о многом, понимаете? Это ведь не просто бедность, какая-то бесконечная нищета. Нет! Люди, которые сегодня живут в России, Казахстане, там зарабатывают, присылают домой деньги, покупают квартиры, строят дома. Естественно, в городах.

    В Киргизии много многодетных семей. Все хотят дать детям образование. И столица непомерно разрастается, как и любая столица развивающегося государства. Конечно, скажем, Сан-Паулу или Бангкок смешно сравнивать с Бишкеком. Но тенденции-то существования мегаполисов общие! Любой развивающийся город имеет свое кольцо фавел.

    У нас захваты земель происходили и в 1990 году, когда сельская молодежь хлынула в столицу. Далее, в 2005 году, после ухода Аскара Акаева. И вот в 2010 году, после ухода Бакиева, начинается то же самое.

    Но, согласитесь, на этот раз мы действуем намного жестче, быстрее, эффективнее. Чтобы восстановить общественный порядок, прекратить насилие, беззаконие, нам пришлось принять суровые меры. И у нас достаточно сил, чтобы это сделать. Потребовалось какое-то время, но мы сумели обеспечить порядок и безопасность граждан. На местах активно действуют силовые структуры. И то, что месяцами продолжалось в 2005 году, мы остановили. Против самозахватчиков вышли народные дружины, пусть с некоторым опозданием - но и милиция.

    К сожалению, были жертвы. Повреждено имущество граждан. Опять же, среди тех, кто погиб, нет русских. Нет их и среди серьезно раненных.

    На днях акимом (главой - от Ред.) пригородного Аламединского района назначен русский. Поэтому сказать, что эти акции были направлены против представителей той или иной национальности, что погромы велись специально против русских, у меня язык не повернется.

    РГ : Уже известно, какие реформы готовит временное правительство в политической сфере. В ближайшие дни будет опубликован проект Конституции. А через полгода должны состояться парламентские и президентские выборы. Когда появится программа вывода страны из глубочайшего экономического кризиса? Какими будут ваши первые шаги?

    Отунбаева : Нельзя сказать, что прежнее правительство не старалось работать. Курманбек Бакиев многое построил. Камбаратинскую ГЭС, например, начал возводить.

    Что сделаем мы. Опубликуем такой документ, будет он называться "Декларация о принципах и основах развития Киргизстана". Это декларация такого ценностного, что ли, типа.

    У нас постоянно идет диалог со своим народом. Сегодня в нас верят. Люди свои жизни отдали для того, чтобы создать нам условия, чтобы мы могли сделать их жизнь, жизнь их родных, детей лучше.

    У многих из этих молодых ребят, кто погиб перед Домом правительства 7 апреля, остались дети. Мы взяли обязательство их обучать, поддерживать, обеспечить их будущее. Всех погибших ребят мы приравняли к участникам Великой Отечественной войны.

    Так вот, сперва мы опубликуем документ такого ценностного, рамочного, ориентационного характера. Там будет прописано, какие именно ценности мы преследуем.

    А буквально завтра-послезавтра будем уже обсуждать, на основе чего выстраивать Конституцию. Там будет применен предыдущий Меморандум всех политических сил, которые вывели людей на восстание. Обсудим проект Конституции. Затем на всенародном референдуме примем Основной закон. Предположительно, это произойдет в конце лета - начале осени. В каникулярное время, чтобы народ пришел на участки.

    Полгода - срок очень маленький. За эти полгода мы должны и Конституцию принять, и выборы парламентские провести. И выборы президентские. Пока мы обсуждаем, надо ли эти выборы совмещать, или надо развести по срокам.

    Это громадная работа. Во-первых, создание избирательных комиссий. Своим первым декретом временного правительства мы расформировали Центральную избирательную комиссию. Сейчас предложено треть избирательных комиссий на местах создать из бывших их членов, треть составят представители неправительственных делегаций, треть, а может, чуть больше - люди с мандатами международных организаций. Это делается для того, чтобы на предстоящих выборах было не только наблюдение, но и управление. А сами выборы проходили под наблюдением международных арбитров.

    Дело в том, что у нашего народа упало доверие к выборам вообще. К институту выборов как таковому. У нас уже давно нет выборов - просто назначения. И мы сейчас работаем над созданием нормальных условий для проведения парламентских и президентских выборов, для обеспечения действительно равных, справедливых, открытых выборов. Это сложнейшая задача.

    При всем при этом нам надо жизнь стабилизировать. Экономику поддерживать. И те ведущие политические силы, что собираются вступить в выборную борьбу, должны доказать народу, что они умеют работать. Если наша жизнь будет продолжать пикировать - какие тут выборы? Какое доверие к этим политическим силам? И тогда ведь нам скажут: слушайте, а при Бакиеве-то было лучше.

    Поэтому у нас три выхода. Я бы сказала - триединая, громадная задача. Первое - обеспечение безопасности, наведение правопорядка. Второе - приведение жизни в нормальное русло, чтобы люди вернулись к достойному труду. Наконец - огромные задачи, связанные с предстоящей конституционной реформой, парламентскими и президентскими выборами.

    Мы ставим свою страну на новые рельсы. Опять начнем сначала. К примеру, в 1993 году впервые была принята Конституция. Она была достаточно взвешенной. Потом Основной закон многократно подвергался различным изменениям. К чему это привело - сами видите.

    С тех пор много воды утекло. Мы стали опытнее. И новая Конституция не будет калькой документа образца 93-го года. Она должна отражать реалии сегодняшнего дня.

    РГ : Российская Федерация первой оказала Киргизии существенную поддержку после событий 7 апреля. На какие цели пойдут полученные из России кредит и финансовая помощь?

    Отунбаева : Действительно, Россия первой отреагировала на наши события. Звонок главы правительства Владимира Владимировича Путина был очень кстати. Он прямо спросил: чем помочь? Спросил, какая ситуация? При этом Владимир Владимирович знал достаточно глубоко, как именно у нас ситуация складывается.

    Атамбаев (Алмазбек Атамбаев, первый заместитель главы временного правительства. - Ред.) сразу полетел в Москву. И привез грант и кредит Российской Федерации. У нас существовал разрыв в бюджете. Во время революции бизнес "потух", сбор налогов остановился. О получении доходов в казну речь не шла. А надо было выплачивать бюджетникам зарплату, пенсионерам пенсии и так далее. Сейчас все это вернется в нормальное русло. Даже при том, что бизнес еще на какое-то время "заляжет".

    Мы сейчас должны быстро открыть бизнесу новые возможности. Имеется в виду - возможности для честной, открытой работы. Без откатов и серых схем.

    Нам важно сейчас доказать всем, что мы отныне будем совсем по-другому себя вести. И кадровую политику будем вести иначе. И к бизнесу относиться по-другому, ведь он нас кормит.

    Куда пойдут российские деньги, вы спрашиваете? На поддержку фермеров они пойдут. Весна, надо в поле идти, надо семена, ГСМ покупать. На поддержку врачей, учителей, бюджетников они пойдут. Все это очень важно.

    РГ : Будете ли вы продолжать уголовное преследование Бакиева и членов его семьи? Есть ли какие-либо документальные доказательства причастности семьи Бакиева к разворовыванию бюджетных средств?

    Отунбаева : Так случилось, что у семьи Бакиева были свои аффилированные банки. Они обслуживали только их семью. Сын экс-президента Максим, способный бизнесмен, привел бизнес-партнеров из-за рубежа. Например, латвийскому бизнесмену Валерию Белоконю принадлежал "Манас банк". Иностранные же "консультанты" владели крупнейшим "АзияУниверсалбанком". В этот банк был аккумулирован весь бюджет страны, средства Социального фонда. И так далее.

    Прямо накануне отстранения Бакиева от власти была утечка денег. Когда его родственники в спешке покидали Бишкек.

    Вот тут где-то у меня цифра (минуту ищет в бумагах на рабочем столе)… Я тут себе отмечала… Нет, сразу не найду.

    Представляешь, Дмитрий, так устала, что прямо голова не работает. Вчера ушла домой в четыре утра. Живем вот так вот.

    В общем, в ячейках "АзияУниверсалбанка" мы нашли где два, где шесть миллионов. Всего больше четырнадцати миллионов долларов. Их просто не успели вытащить и увезти. А сколько еще найдем. Я надеюсь, мы получим международную помощь для того, чтобы вернуть назад все средства, которые прежняя власть успела вывести из оборота.

    Преследование уголовное в отношении Бакиевых? Оно будет не только за нанесенный материальный ущерб стране. А, в первую очередь, за жизни людские.

    Мы, конечно, считали, что выезд Бакиева за пределы республики необходим, с одной стороны, чтобы не было двоевластия. Для того чтобы продолжать нормально жить, нам нужны инвестиции, нужно признание международное. В то же время само пребывание Бакиева у себя на родине, его дерзкие вылазки в Ош и в самом Джалал-Абаде грозили постоянными столкновениями, вспышками насилия.

    В то же время в республике остались преступники, виновные в трагедии 7 апреля. Те, кто дал команду стрелять, и кто стрелял, - должны ответить по закону. Это Жаныш Бакиев. Это бывший министр обороны Бакыт Калыев - он арестован. Они будут отвечать по всей строгости закона.

    РГ : Насколько сегодня, по вашему мнению, велика угроза гражданской войны в Киргизии?

    Отунбаева : Прошло две недели. Я вам скажу, что мы проблемы противостояния Севера и Юга не видим. У нас как работали южные кадры, так и работают. Здесь, в Бишкеке, на высоких постах. У нас поддерживается кадровый баланс, мы всегда этого придерживались и придерживаемся. Во всех южных областях находятся губернаторы, мэры, назначенные временным правительством. Во всех трех этих областях состоялись курултаи, собрания, народные вече, в каждом районе. Сейчас там спокойно.

    Джалал-Абад еще представляет определенную сложность, потому что там род, там семья, там клан Бакиевых. Они постоянно пытаются ситуацию дестабилизировать. Вот юрту свою в центре города поставили, а что они с этим связывают, какие задачи, что там будет ими еще предпринято - непонятно.

    Но мы, как демократическое государство, не чиним препятствий, не ограничиваем свободу передвижения его братьев. У них там есть и телевидение, и газеты свои. Печатают свое видение происходящего, свои взгляды. Конечно, мы сейчас во имя стабилизации ситуации в Джалал-Абаде предпримем адекватные меры. Иначе все это будет мешать нормализации жизни в стране.

    РГ : Намерено ли временное правительство пересмотреть подписанные правительством Бакиева соглашения по военным базам?

    Отунбаева : Нет, не намерено. У нас сейчас совсем иная повестка дня. И такое решение нами не будет приниматься. Мы же правительство - временное. Придет законное правительство, вот оно и изучит все эти соглашения. Мы ведь оппозиция. Поэтому не имели доступа к этим документам, не участвовали в этих переговорах, не знаем деталей этих договоренностей.

    РГ : Роза Исаковна, вы опытный политик. Тем не менее, до сих пор государство не возглавляли. Чей совет из лидеров иностранных государств вы готовы принять?

    Отунбаева : Много есть успешных образцов, моделей развития страны. Но я все-таки вижу для нас полезным опыт государств, которые ближе к нам в таком, азиатском что ли, измерении.

    Когда я смотрю на сегодняшнюю ситуацию в Киргизии, то вспоминаются аналогичные случаи вандализма, которые мы все ранее встречали в разных других странах. Не хочу приводить в пример Европу, но и там мы видели случаи мародерства, разгула уличной преступности и так далее. И в XX веке это происходило, и в новом тысячелетии происходит.

    Но сегодня мы не так ранимы, как это было еще недавно, в 2005 году, когда нас просто стегали критикой со всех мировых трибун. Сегодня мы строим новую историю, в соответствии с характером нашего народа, нашего развития. Мы сегодня, в общем-то, гордимся своей историей. И опыт таких государств, как Малайзия, Сингапур, для нас наиболее поучителен. Поучителен для строительства многоэтничной, по характеру такой восточной, ориенталистской страны. И все-таки мы строим демократическое государство.

    Поделиться