Пакистан продемонстрировал всему миру чудеса демократии. Президент страны Асиф Али Зардари росчерком пера лишил себя львиной доли полномочий. Многие эксперты, правда, уверены, что отказался от части власти глава государства отнюдь не по доброй воле.
"Надеюсь, что двери для диктатуры в нашей стране навсегда захлопнулись", - торжественно объявил Зардари, поставив свою подпись под целым пакетом законодательных реформ, которые ограничивают права президента.
В частности, он отныне лишен права принимать единоличное решение о роспуске парламента, отправлять в отставку премьера, назначать главнокомандующего армией и верховных судей.
Теперь президент должен сначала посоветоваться с премьером, который представляет победившую на выборах в нижний парламент партию. Иными словами, Пакистан перешел от президентской к парламентской форме правления.
Все это уже было прописано в пакистанской конституции образца 1973 года. Однако в 80-е годы основные законы страны были сильно отредактированы для того, чтобы максимально укрепить президентские полномочия военного диктатора Зия-уль-Хака.
Зардари стал президентом Пакистана лишь после того, как дал своим избирателям клятву - подписать пакет законопроектов, возвращающий парламенту страны всю полноту власти. Впрочем, местные эксперты не сомневаются в том, что президент мог бы позабыть о своих предвыборных обещаниях, если бы не одно "но".
"Впервые в истории Пакистана действующий президент добровольно передал часть своих полномочий парламенту", - объявил после торжественной церемонии министр юстиции Бавар Аван.
Слово "добровольно", однако, покоробило слух многих присутствовавших. Дело в том, что 12 декабря 2009 года Верховным судом страны был отменен мораторий на заведенное ранее против Зардари уголовное дело о коррупции.
Аналитики уверены: подписав пакет законов о политической реформе, президент рассчитывает получить поддержку со стороны премьера Юсуфа Разы Гиллани в случае возобновления уголовного преследования. Нельзя также исключать и того, что парламенту и правительству при помощи Верховного суда пришлось надавить на президента, чтобы тот наконец поставил столь желанную для большинства пакистанцев подпись. Иными словами, речь вполне может идти о политической сделке - неприкосновенность в обмен на часть полномочий.
Известно, что еще в конце прошлого года, не дожидаясь окончательного голосования по пакету закопроектов, Зардари передал премьеру контроль над ядерным арсеналом страны. Видимо, тогда же и могла иметь место политическая сделка.
Другой вопрос, помогут ли правительству президентские полномочия стабилизировать ситуацию в стране. Не секрет, что часть территории Пакистана находится под фактическим контролем боевиков "Талибана", которые столичные политические реформы "отметили" очередным мощным взрывом в Пешаваре. Погибли по меньшей мере 25 человек.
Между тем, по результатам проведенного в 28 странах опроса общественного мнения, эксперты фирмы "ГлобСкан" выяснили, что наиболее негативно респонденты относятся к Пакистану и Ирану.
А вот США впервые с 2005 года удалось улучшить свой имидж. "Глобальная репутация Вашингтона снова растет", - уточнил руководитель службы Дуг Миллер.