20.04.2010 23:20
    Поделиться

    Почему нельзя летать сквозь вулканический пепел

    24 июня 1982 года ничего не предвещало беды. Самый большой на то время пассажирский "Боинг-747" летел из Англии в Новую Зеландию.

    В Куала-Лумпуре произошла смена экипажа. Впереди была Индонезия. Было уже темно. И никто не знал, что в 180 км юго-восточнее столицы этого государства - Джакарты - проснулся вулкан Галунггунг...

    В 20.40 по местному времени, когда самолет находился над Индийским океаном, в салоне появился дым. Поначалу его посчитали дымом от сигарет, однако вскоре к нему добавился запах серы. Пассажиры, сидевшие рядом с иллюминаторами, обратили внимание на то, что двигатели стали странным образом светиться, причем свечение как бы находилось перед двигателями и всасывалось в них.

    Остановились все четыре мотора. Ни экипаж, ни авиадиспетчеры не понимали, почему. Речевой самописец зафиксировал удивление бортинженера: "Не верю - отказали все четыре двигателя!" Было принято решение о возврате в Джакарту в надежде, что удастся запустить если не все, то хотя бы пару, чтобы "дотянуть" до аэродрома. Экипаж подсчитал, что сможет планировать в течение 23 минут, за которые сможет пролететь 169 км с занимаемого им эшелона...

    Капитан Муни обратился к пассажирам со словами, которые до сих пор считаются шедевром приуменьшения реальной опасности: "Дамы и господа, говорит ваш капитан. У нас небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем все, что чертовски возможно, чтобы снова их запустить. Уверен, что вы не совсем в бедственном положении".

    На 4100 метров самолет находился на той высоте, когда нужно было принимать решение о выполнении разворота в сторону океана и выполнения посадки на воду на "Боинге-747", чего никто никогда не делал. И вдруг, при очередной попытке, двигатель N 4 действительно запустился! Уже в 20.56 капитан смог приостановить вертикальную скорость снижения. Вскоре после этого удалось перезапустить и остальные...

    На подходе к Джакарте экипаж обнаружил, что через лобовое стекло практически ничего не видно, поэтому заход строился практически только по приборам, хотя диспетчеры сообщали, что видимость хорошая. Они смогли увидеть огни ВПП через небольшую царапину на лобовом стекле, однако посадочные огни самолета не горели. После посадки летчики не смогли рулить, потому что из-за огней освещения перрона их лобовые стекла стали матовыми.

    Эксперты позже установили: самолет вошел в облако вулканического пепла. Поскольку оно было сухим, то не отображалось на метеолокаторе, который способен только отражать влагу, находящуюся в облаках. Облако выступило в роли пескоструйной машины и сделало поверхность лобовых стекол матовой. Попав в двигатели, пепел плавился в камерах сгорания и оседал на внутренней части силовой установки.

    Поскольку двигатели из-за их остановки начали остывать, то после выхода воздушного судна из облака пепла расплавившийся пепел начал затвердевать и под напором воздуха стал вылетать из двигателей, что позволило их запустить вновь. Перезапуск стал возможным из-за того, что один из бортовых аккумуляторов оставался в рабочем состоянии.

    Все 263 человека, находившиеся на борту, остались в живых.

    Поделиться