До конца первого полугодия союзным Советом Министров будет рассмотрена концепция единой аграрной политики в рамках Союзного государства. Об этом на днях заявил заместитель Госсекретаря Союзного государства Василий Хрол. Базовым документом в данной сфере является недавно согласованный баланс взаимных поставок между Россией и Беларусью мясных и молочных продуктов на текущий год.
В. Хрол, в частности, разъяснил, что "проект концепции подготовлен министерствами сельского хозяйства и продовольствия двух стран. В соответствии с документом предусмотрена синхронизация действий российской и белорусской сторон по наращиванию потенциалов агропромышленного комплекса. Кроме того, предусмотрена координация разделения труда и стратегии освоения рынков". Фактически речь идет о межотраслевом балансе, впервые разработанном и апробированном в США в 1930-х годах ученым - выходцем из Беларуси Саймоном (Семеном) Кузнецом и его российским коллегой Василием Леонтьевым. Такой метод позволит определить, во-первых, регионы Союзного государства, где по экономико-географическим причинам наиболее целесообразно производить и/или перерабатывать агросырье и, соответственно, сбывать конкретную продукцию. Во-вторых, одновременно появится возможность составить наиболее рациональную схему поставщиков и потребителей сельхозпродукции. Причем с акцентом на экономически целесообразное "взаимоприкрепление" перерабатывающих предприятий или регионов-потребителей к производителям или поставщикам сырья/полуфабрикатов (см. таблицу).
Преимущества именно такого подхода к развитию сельского хозяйства и пищевых отраслей в рамках Союза обозначил В. Хрол: "Разве плохо, если мы вместе продумаем, как разделить рынки? К примеру, зачем выращивать лен на Дальнем Востоке, когда его можно эффективно растить в Витебской области и осуществлять экспорт? Или, наоборот, зачем выращивать в Витебской области много кукурузы, если ее можно более эффективно растить, допустим, в Краснодарском крае?" Заместитель Госсекретаря также отметил, что упомянутая концепция "предполагает унификацию и синхронизацию субсидий и преференций, предоставляемых государствами для сельскохозяйственных предприятий".
Заметим в этой связи, что в пересчете на один гектар сельхоз угодий нынешний совокупный уровень у прямых и косвенных госдотаций в Беларуси на сельское хозяйство и пищевую промышленность, по данным минсельхозов России и Беларуси, пока намного выше, чем в других странах экс-СССР, а также в Австралии, Новой Зеландии, во многих странах - членах Евросоюза.
Что касается российско-белорусского мясо-молочного баланса, то объемы поставок из Беларуси во много раз больше, чем встречные из России. К настоящему времени свыше 30 субъектов Российской Федерации, включая отдаленные Хабаровский край и Сахалинскую область, постепенно увеличивают ввоз белорусских мясных и молочных товаров. Прежде всего потому, что себестоимость производства такой продукции в белорусских областях значительно ниже, чем в упомянутых субъектах РФ. А конечная стоимость той же белорусской продукции в тех субъектах Федерации - даже с учетом расходов по перевозке туда аналогичных белорусских продуктов - намного ниже, чем в тех же регионах России. Все эти факторы вселяют уверенность, что сформировать общее продовольственное пространство от Бреста и Гродно до Хабаровского края и Курильских островов включительно - задача реальная.