21.04.2010 23:26
    Поделиться

    Девять из десяти школьников Пермского края имеют патологии здоровья

    "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора много лет занимается патологиями, обусловленными состоянием окружающей среды.

    Какие заболевания жителей Прикамья вызваны экологией, рассказывает директор центра, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, член-корреспондент РАМН Нина Зайцева.

    Диагноз поколения

    Российская газета: Нина Владимировна, влияет ли напрямую на смертность детей края состояние экологии?

    Нина Зайцева: Есть классы заболеваний, имеющие экосоставляющую, но на состояние здоровья влияет не только экология. Из перечня, который определяет Всемирная организация здравоохранения, для проживающих в Прикамье характерны болезни органов дыхания, нервной системы, органов желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы. Приоритетность различных видов заболеваний в территориях зависит от техногенной нагрузки и природного фона.

    РГ: Какие заболевания, связанные с экологией, вы диагностируете у пермских детей?

    Зайцева: Выросла неинфекционная заболеваемость детей: в первую очередь аллергические патологии, заболевания пищеварительной, эндокринной систем. У школьников отмечаем рост болезней костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта и патологии глаз. Значительное количество детей имеют нарушения вегетативной нервной регуляции, что ухудшает адаптацию детей к меняющимся условиям жизни. Рост хронической патологии начинается у младших школьников, а к окончанию средней школы более 90 процентов выпускников имеют по три-четыре хронических заболевания.

    Спасти рядового школьника

    РГ: Можно ли сказать, что работа по диагностике и лечению детей ведется системно?

    Зайцева: С 1995 по 2005 годы действовала областная целевая программа "Медико-экологическая реабилитация территорий и населения Пермской области", в рамках которой мы оказали специализированную лечебно-диагностическую помощь около 12 тысяч детей из 35 территорий области. Финансирование этой программы осуществлялось из областного и местных экофондов. Сейчас в Перми действует "Комплексная экологическая программа на 2008-2010 годы". Ее стоимость - около 7,5 миллиона рублей. На эти средства обследовано и пролечено 850 детей из пяти районов города.

    РГ: Но ведь сегодня при дефиците бюджетов далеко не каждый муниципалитет может позволить себе расходы на обследование всех детей. Во-вторых, там нет специалистов и лабораторного оборудования, как в вашем центре.

    Зайцева: Да, целевая региональная программа была, с нашей точки зрения, очень эффективной, хотя и не очень затратной по средствам. Сейчас в отдельных территориях края - Березниках, Чусовом, Губахе, Краснокамске, Лысьве (всего около 15-ти) - ежегодно муниципалитеты финансируют обследование и оздоровление около одной тысячи детей в год с экологически обусловленными нарушениями здоровья.

    РГ: Тогда почему у нас не пролонгирована краевая программа, ведь необходимость ее очевидна?

    Зайцева: Этот вопрос надо адресовать не мне. Видимо, сыграл свою роль финансово-экономический фактор.

    Экологический пробел

    РГ: Но сейчас в центр могут попасть маленькие пациенты?

    Зайцева: Мы кладем в свой стационар детей, которые когда-то прошли обследование, но есть "зависание" на проблеме. Принимаем и по направлению муниципальных врачей. И, наконец, специалисты выезжают по графику в различные территории края. Коллектив ставит задачи ранней диагностики любых нарушений здоровья ребенка, учета всех факторов риска, которые формируются в регионе. Недавно центр получил современное оборудование, в этом году планируем реализовать для населения совершенно новые технологии.

    РГ: Пермский институт детской экопатологии был первым, где начали диагностировать состояние организма по исследованию волос, ногтей. Сегодня вы продолжаете разрабатывать новые методики диагностик?

    Зайцева: В значительной степени мы анализируем состояние крови, но также используем элементы биомониторинга, где составная часть касается химической нагрузки на организм и производится с точки зрения доказательности влияния тех или иных загрязняющих веществ на организм ребенка. Каждый год технологии центра закрепляются патентами. За последние семь лет мы получили более 50 патентов на разные технологии диагностики заболеваний, клинико-лабораторных ответов на воздействие, наличия химических веществ организма в разных средах (кровь, желчь, содержимое желудка, экскреты, волосы, ногти, грудное молоко). То есть анализируем все среды организма, где могут циркулировать химические вещества. Мы разрабатываем методики диагностики в очень маленьких объемах биосред, ведь имеем дело с детьми. Но в микроколичестве содержится все, что нас интересует.

    Подобные исследования - из категории наукоемких вещей, мы не бросаем системную работу. Если говорить о конкретном лечебном учреждении, оно обязано оказать лечебную помощь. У нас задача другая - технологии оценки последствий воздействия любых факторов риска (физических, химических, биологических, социальных, образа жизни). В сочетании они дают потери здоровья взрослых и детей. В этой "каше" мы должны уметь разобраться. Причем, помимо того, оказать лечебную помощь на хорошем уровне, диагностировать проблему на высококлассной аппаратуре, чтобы не пропустить нюансы. Вот эти непростые задачи даже на мировом уровне до конца не изучены. Но наши наработки ценятся, поэтому сотрудников, которые являются классными специалистами на уровне России, часто приглашают в другие регионы.

    Поделиться