В минувшую субботу в приволжской столице стартовала "Весенняя неделя добра".
Волонтеры благоустраивают территории, сажают деревья, очищают от мусора скверы и парки, а также оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам.
От субботы до субботы и далее - всегда
Организаторами акции в Нижнем Новгороде стала нижегородская Служба добровольцев. По словам ее директора Андрея Жильцова, программа Недели добра, которая проходит с 17 по 24 апреля, формируется на основе огромного количества мероприятий.
- Мы длительное время формировали базы данных пожилых людей, которые нуждаются в помощи. Последние 2-3 недели активно проводили встречи с молодыми людьми, которые хотят помочь пенсионерам, знакомились с ними, чтобы понять - готовы ли они включиться в проект. Подробно обсуждали все нюансы предстоящей работы, ведь общение с людьми старшего поколения требует подготовки, - рассказал корреспонденту "РГ" Андрей Жильцов.
Кстати, неделя добра не является одноразовой акцией помощи пожилым людям, просто в период "от субботы до субботы" волонтеры делают особый акцент на своей инициативе. База данных стариков и тех, кто готов им помочь от чистого сердца, будет и дальше накапливаться, говорит Жильцов.
Волонтеры оказывают старикам не только бытовую помощь (убираются в квартирах, моют окна, ходят в магазин, помогают спуститься на улицу тем, кому тяжело ходить), но и юридическую, психологическую. Ведь некоторые старики очень сильно нуждаются в простом общении, новом друге и собеседнике.
- Об уровне развития общества судят, как правило, по отношению людей к детям и пенсионерам. Что греха таить - про стариков мы часто забываем, смотрим на них сквозь пальцы. Поэтому наша служба призывает неравнодушных ребят, готовых прийти на помощь инвалидам и пенсионерам, обратиться к нам. Понятно, что тяжело будет сразу найти каждому человеку помощника, но мы будем стараться. Наша цель - и дальше развивать институт добровольчества, чтобы оставалось как можно меньше равнодушных людей, - заключил Жильцов.
Все, кто готов помочь пенсионерам и инвалидам, а также люди, нуждающиеся в помощи, могут обратиться в нижегородскую Службу добровольцев.
Волонтерский призыв
В Кировской области к обслуживанию пожилых людей тоже решили подключить волонтеров. Об этом на межрегиональной конференции "Инновационные технологии в организации надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов", которая прошла в Кирове, сообщила заместитель председателя регионального правительства Мария Гайдар:
- Для оказания помощи пожилым и инвалидам формируются волонтерские молодежные отряды, отряды старшеклассников районных школ, школ-интернатов, профтехучилищ, техникумов и общественных организаций. В 2009 году только ими была оказана помощь 1963 престарелым гражданам. А общее количество волонтеров в этой сфере составило 2860 человек.
Кроме того, в прошлом году к оказанию помощи пожилым гражданам активно привлекали кировчан, временно оставшихся без работы: 367 человек благоустраивали придомовые территории, делали ремонт в помещениях, работали на приусадебных участках, пилили и кололи дрова, оказывали социальные услуги.
"Попутно" такая форма помощи несколько снизила напряженность на региональном рынке труда.
Соседские фишки и кнопки
Между тем соцработники других регионов России представили на кировской конференции весьма интересные и необычные формы надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Например, фишкой Вологодской области стал специальный жилой дом для одиноких престарелых граждан в пригородном поселке Молочное. Сдача первой очереди объекта на 200 мест планируется уже к 65-летию Победы.
- Этот дом - целый жилой комплекс из нескольких зданий, где ветераны будут жить в отдельных квартирах, - говорит замначальника департамента труда и социального развития Вологодской области Лариса Каманина, - здесь же будут располагаться почта, отделение Сбербанка, магазин, столовая, библиотека и даже тренажерный зал.
А в Санкт-Петербурге для одиноких пожилых жителей будут устанавливать "тревожные кнопки". Они позволят вызывать не только экстренные службы (01, 02 и другие), но и социального работника, сиделку или участкового врача. Если услуги сиделок нужны совсем беспомощным, то "тревожная кнопка" предназначена для тех, кто в силу ряда причин (плохое здоровье) боится оставаться один, но при этом способен управляться по хозяйству самостоятельно.
Кроме того, не все пожилые люди готовы пустить постороннего человека в свой дом. Наличие же "тревожной кнопки" не требует постоянного присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для пожилого человека и инвалида.
Действует "тревожная кнопка" так. Путем нажатия на кнопку человек направляет тревожный вызов или консультационный запрос в центр обработки вызовов. В течение 10-40 секунд устанавливается двусторонняя голосовая связь с оператором - специалистом с высшим медицинским образованием, который в это время видит на экране своего компьютера информацию об обратившемся человеке. Получив от заявителя сообщение, оператор принимает решение о виде помощи, в которой он нуждается, и при необходимости координирует работу всех специализированных служб. Если в результате двусторонней голосовой связи оператор не может услышать обратившегося или его слова трудно понять, вызов считается однозначно тревожным и к человеку едет скорая помощь.
Более полную информацию о кировской конференции "Инновационные технологии в организации надомного обслуживания пожилых людей и инвалидов" читатель найдет на сайте Клуба читателей "Российской газеты" www.clubrg.ru.
Надежда Ускова, заместитель директора департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития РФ:
- В этом году наше министерство начало активную работу, направленную на развитие системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
С этой целью мы рекомендуем на первом этапе провести модернизацию системы ухода на дому, укрепить социальные службы по уходу на дому путем оптимизации системы социального обслуживания населения. В том числе за счет укрепления действующих структурных подразделений или открытия новых типов учреждений социального обслуживания с более комфортными условиями проживания. Необходимо привлечь в состав участников социального ухода на дому учреждения здравоохранения; службу занятости населения, бытового и торгового обслуживания; организации правовой помощи.
Также необходимо развивать гражданскую инициативу и добровольческое движение в системе ухода за пожилыми и инвалидами, шире привлекая к этой работе студентов медицинских образовательных учреждений, волонтеров, спонсоров и благотворителей; привлечь в систему социального обслуживания структуры бизнеса на основе социального заказа либо грантов. А для родственников, осуществляющих уход за пожилыми больными и инвалидами, нужно разработать и внедрить систему мотивационных мер.
Со своей стороны министерство со второго полугодия 2010 года начнет вести мониторинг развития системы социального ухода на дому.