Прокурор Воронежской области ответил на вопросы читателей "РГ"

Во время "прямой линии" в редакции филиала "РГ" Николай Шишкин рассказал о ключевых направлениях работы ведомства и взял на контроль ряд частных вопросов.

Тарифный план

Российская газета: Воронежцы сетуют на рост тарифов в сфере ЖКХ...

Николай Шишкин: 10-процентный барьер в нашей области не превышен. Во всяком случае, при проверках по обращениям граждан мы получили от органов власти именно такую информацию. В данной отрасли нас больше волнует соблюдение антимонопольного законодательства поставщиками услуг и расходование федеральных средств, выделенных на реформирование ЖКХ в муниципалитетах (в том числе по программе капремонта). В прошлом году было выявлено более 400 подобных нарушений, за зиму мы возбудили три уголовных дела по фактам мошенничества и злоупотребления служебным положением, которые привели к уводу средств в достаточно крупных размерах. Также на экспертизе в прокуратуре находится не менее десяти материалов, поступивших из органов контроля: там есть признаки преступления. Работа в этом направлении идет не так быстро, как хотелось бы, поскольку требует специальных познаний. Вести ее мы можем только вместе с контрольно-финансовыми органами - а у них, увы, не хватает ресурсов.

Тайное и явное

РГ: Известно, что часть преступлений укрывается. Почему?

Шишкин: В 2009 году мы восстановили на учет более 3800 преступлений (среди них - семь умышленных убийств) - на шесть процентов больше, чем в 2008 году. За нарушение дисциплины при учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях было наказано более 400 должностных лиц органов внутренних дел. Корни проблемы - в ведомственных нормативно-правовых актах органов внутренних дел. Есть много лазеек и в уголовно-процессуальном законодательстве, и в приказах генпрокурора. В итоге работу сотрудников милиции оценивают по проценту раскрываемости преступлений. Конечно, все подгоняется под этот процент. Лучше, если бы показателем был чистый вал раскрытых преступлений. В МВД к этому идут.

РГ: Местные СМИ время от времени сообщают о фактах физического и психологического давления на задержанных в РОВД. Прокуратура обращает на это внимание?

Шишкин: Да, по каждому заявлению проводится проверка. Если усматриваются признаки должностного преступления, материал направляется в следственное управление для возбуждения уголовного дела. За прошлый год к ответственности за подобные деяния привлечено десять сотрудников милиции.

РГ: Не попадут ли под сокращение в ходе реформы МВД лучшие работники - неугодные?

Шишкин: Не думаю. Есть определенный процент сотрудников, который необходимо сократить. Уволить должны тех, кто демонстрирует некомпетентность и низкую эффективность, недостаточно отдает себя работе, находится в предпенсионном возрасте.

Сергей Яблонских (поселок Эртиль, Воронежская область): В конце декабря 2007 года путем мошеннических действий у меня похищена крупная сумма денег. Похитители известны. Я дважды обращался в районное УВД, дважды - в ГУВД области, много раз - в прокуратуру, писал губернатору, в МВД, администрацию президента и правительства России... Но все жалобы спускались в РОВД, проверки - сводились к перекладыванию бумажек и символическим запросам. У меня есть доказательства того, что на следователя оказывалось давление, затем он уволился. Уголовное дело возбуждали целый год, теперь оно не движется. Думаю, причина в том, что подозреваемый - зять экс-главы района. Я могу добиться справедливости законным путем?

Шишкин: Опишите свою историю в заявлении на имя прокурора области и передайте его ко мне в приемную.

"Зеленый" свет

РГ: Многие ждут от новой природоохранной прокуратуры оперативной реакции на жалобы, которые обычно не встречают у правоохранителей должного сочувствия.

Шишкин: Во-первых, в составе природоохранной прокуратуры всего три человека, они не внесут коренного перелома в экологическую ситуацию. Эти сотрудники координируют усилия районных прокуратур и контролирующих органов в конкретной сфере и следят за объектами межрайонного значения (например, рекой Дон). Во-вторых, необязательно из какой-нибудь Петропавловки писать в природоохранную прокуратуру. Нужно обратиться в районную, а там решат, заняться ли делом самостоятельно или передать в специализированное подразделение.

РГ: Типовой случай: в зеленой зоне начинают рубить деревья ради очередного строительства, жители хотят это немедленно пресечь. Чиновники по звонку не выезжают, прокуроры советуют обращаться в РОВД, у милиции есть дела поважнее. Снова звонить в прокуратуру?

Шишкин: Конечно. Сообщать, что милиция не принимает мер. Тут имеет значение и уровень жалобы. Если ваш сосед собачку выгуливает на газоне, опергруппа не приедет в течение трех минут. Муниципальные власти должны выстроить систему, которая бы позволяла органам контроля подключаться только в острых ситуациях. Если же деревья вырубают, прокурор тоже не приедет. Но сделает все, чтобы ситуация была своевременно изучена и было принято правильное решение.

РГ: Не так давно мы публиковали материал о том, как власти региона "подарили" облсуду участки гослесфонда. Какова реакция прокуратуры?

Шишкин: Мы проверяем законность использования территорий гослесфонда и особых категорий лесов. Обнаружили много нестыковок. Часть пахотных земель по документам вошла в гослесфонд и наоборот. Надо поставить участки, занятые лесом, на кадастровый учет как собственность государства. Что до упомянутого в статье участка, то комментировать будем по окончании проверки.

Принято к сведению

Евдокия Масленникова (г. Воронеж): Мы с дочерью стоим на очереди на получение жилья с 1997 года. Я как инвалид Советской армии приравнена к инвалидам Великой Отечественной, дочь тяжело больна. Но нас поставили на учет на общих основаниях и сейчас, когда ветеранов обеспечивают жильем, нам ничего не обещают. Законно ли это?

Звонок читателя: Пятый год не могу добиться от бывшего супруга исполнения судебного решения о разделе совместно нажитого имущества. Он сумел без моего участия переуступить совместно строившуюся квартиру, без моего согласия и без доверенности продал машину, оформленную на мое имя и находившуюся под арестом... Попыталась обратить взыскание на его зарплату, но он заверил у нотариуса фиктивное заявление о том, что отдает половину заработка матери (хотя она вполне бодра и сама работает). Не знаю, что делать.

Звонок читателя: Мы боремся с незаконным строительством 16-этажного дома N 19 на бульваре Победы в Воронеже. Прокуратура города вынесла протест на постановление городской администрации о разрешении строительства на данном участке. Но площадка не освобождена, стоит ограждение, строительные будки. Хотя возведение дома там физически невозможно, это создаст угрозу жизни и здоровью людей. Мы попытались опять призвать на помощь прокуратуру, получили ответ: пока эта угроза не создана, оснований вмешиваться нет...

Шишкин: Напишите заявление на имя прокурора области, получите ответ за моей подписью.