21.04.2010 23:45
    Поделиться

    Челябинцев будут мирить до суда: появился институт медиаторов

    С такой инициативой одновременно выступили и власти, и профессиональное сообщество юристов Южного Урала.

    Медиаторы уже много лет успешно работают во многих странах Европы и в США. В России институт посредников начал развиваться только в 90-х годах прошлого века, однако до сих пор широкого распространения не получил. Как поясняют специалисты, отличие медиации от судопроизводства состоит в том, что медиатор не выносит вердикта, он лишь помогает сторонам выработать совместное решение. Обязанность медиатора - обеспечить спорящим равные возможности отстоять свои интересы. Внесудебные и досудебные способы урегулирования споров применяются практически во всех сферах права: как в разрешении конфликтов между хозяйствующими субъектами, так и в административно-гражданских разбирательствах.

    - Обращаясь в суд, предприниматели обнародуют информацию о деятельности предприятий, а этого не всем хочется. К тому же публичный конфликт наносит урон репутации всех участников, - отмечает Николай Никоноров, арбитражный управляющий, руководитель бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей отделения общественной организации бизнеса.

    В некоторой степени альтернатива обычному суду - третейский. Здесь меньше степень разглашения информации, но это тоже суд, и он принимает решение в пользу одной из сторон. Не всегда участники конфликта согласны с судом, даже если подписывают мировое соглашение. И будут ли его исполнять - еще вопрос.

    Иное дело - медиация. Две стороны, зайдя в тупик, садятся за стол переговоров вместе со специалистом по переговорным технологиям, благодаря усилиям которого они обязательно примут устраивающее всех решение и сделают это самостоятельно. Предприниматели при этом приобретают положительный опыт разрешения конфликтов и в следующий раз при возникновении сложной ситуации будут пытаться урегулировать разногласия.

    Еще один аргумент не в пользу судов - их загруженность. Если до кризиса на Южном Урале на одного судью приходилось 15 дел в месяц, то в настоящее время в среднем 80-90 дел. В результате дела рассматриваются долго, а судьям недостает времени, чтобы вникнуть в суть дела, отсюда много апелляций и кассаций, неисполнения судебных решений. По статистике только в десяти процентах случаев суды завершаются мировыми соглашениями, и лишь семь процентов этих соглашений исполняются добровольно.

    Кроме того, споры в суде - дело дорогое. 29 января 2010 года вышло постановление правительства РФ об очередном значительном повышении госпошлины. Плюс оплата привлеченных юристов. Прибегнуть к услугам медиатора проще, быстрее и дешевле. Госпошлина при оплате его труда не предусматривается.

    - В моей практике арбитражного управляющего много примеров, когда можно было разрешить конфликты, не доводя до банкротства, - продолжает Николай Никоноров. - Банкротство - зачастую результат недопонимания между должником и кредитором. Можно попытаться договориться, но кредитор требует банкротства предприятия, которое при этом утрачивает шанс восстановить платежеспособность. Сейчас даже Арбитражный суд предлагает сторонам прибегать к урегулированию конфликта с помощью посредника.

    Правда, пока не принят закон о медиации, заниматься этим может фактически любой, пройдя специальную подготовку и будучи включенным в федеральный или региональный реестр. На таких условиях сейчас работают оценщики, аудиторы, арбитражные управляющие. Не исключен перекос, когда в ответ на потребность рынка услуги медиатора станет предлагать любой мало-мальски грамотный юрист. Надежда на то, что непрофессионалов отсеет рынок. Впрочем, уже несколько учебных заведений России готовят профессиональных посредников, в том числе в Екатеринбурге.

    По официальной информации полпредства президента РФ в УрФО, работа по формированию института посредников начата во всех регионах округа.

    Поделиться