21.04.2010 23:41
    Поделиться

    В столовых и кафе уральских городов до сих пор можно пообедать на сто рублей

    Оборот рынка общественного питания в Свердловской области в 2009 году составил 25,9 миллиарда рублей. Из них более половины - 14,9 миллиарда - заработали екатеринбургские кафе и рестораны.

    По насыщенности ресторанный рынок Екатеринбурга может конкурировать с московским и петербургским. В городе с населением 1,36 миллиона человек 1655 пунктов общественного питания на более чем 64 тысячи посадочных мест. Несмотря на кризис, в 2009 году в городе открылись 183 новые точки общепита. То есть на тысячу жителей приходится 47 посадочных мест.

    Однако ситуация за пределами Екатеринбурга далеко не такая радужная. На Среднем Урале есть небольшие города, где голодный гость может рассчитывать только на обед в плохонькой столовой.

    Все свои

    Самый благополучный по уровню развития общепита после Екатеринбурга - Нижний Тагил. Здесь на 374,5 тысячи жителей - 352 пункта питания. В основном это фаст-фуды или кафе "free-flow" (раздача с подносами). Работает и много точек с официантским обслуживанием, есть недешевые статусные рестораны. Плотный ужин в фаст-фуде будет стоить 120-180 рублей, поход в ресторан обойдется в 250-500.

    Однако этого, по мнению специалистов администрации Нижнего Тагила, недостаточно.

    - Сейчас в нашем городе на тысячу жителей приходится 28,7 посадочных места. Это почти вдвое меньше, чем в Екатеринбурге, - отмечает в разговоре с корреспондентом "РГ" начальник отдела общественного питания администрации Нижнего Тагила Татьяна Семиколенных. - Не хватает фаст-фудов, которые открывались бы "к завтраку" - в семь-восемь часов. Большинство предприятий быстрого питания начинают работать в десять.

    Ресторанный рынок Нижнего Тагила развивается исключительно усилиями местного бизнеса. Региональные и федеральные сети общественного питания так и не смогли освоиться во втором по численности населения городе Свердловской области.

    - В центре города не осталось подходящих свободных площадей, - поясняет Татьяна Семиколенных. - А арендные места на окраинах сетевиков не интересуют. Они не привлекают достаточного количества посетителей, предприятие оказывается нерентабельным. Был опыт, когда один региональный ресторанный двор открыл в Нижнем Тагиле заведение. Оно проработало полгода и закрылось.

    Завтрак туриста

    В других городах Свердловской области ситуация более сложная. Очень часто проблемы с организацией общественного питания возникают в населенных пунктах, которые пытаются позиционировать себя как площадки туристической индустрии. Например, в Верхотурском городском округе - признанном центре православия на Урале - работают восемь точек общепита. Одно кафе располагается при местной гостинице, а чайная - прямо на территории Николаевского монастыря. Вот что пишет путешественник из Перми о Верхотурье на одном из туристических порталов: "С едой в городе проблемы. Лучшее заведение - что-то вроде средней руки столовой, где самое затейливое блюдо - свежесваренные пельмени". Впрочем, те же путешественники отмечают удивительную дешевизну здешних кафе - блюда дороже 20-30 рублей нужно еще поискать.

    Другая ситуация в Невьянске, где расположился популярный у туристов музей Невьянской наклонной башни. В прошлом году комплекс осмотрели свыше 75 тысяч посетителей (в самом городе проживают 26,6 тысячи человек). Гостей и жителей Невьянска обслуживают 12 недорогих закусочных, пять баров, десять кафе и одна столовая. Как утверждают в местной администрации, этих точек общепита городу хватает с лихвой.

    - Наши пункты общественного питания работают непосредственно с организаторами экскурсий, - рассказывает специалист отдела экономики и торговли администрации Невьянска Наталья Акимова. - К приезду экскурсионной группы в кафе уже накрыты столы. Место для свободного посетителя тоже всегда найдется, очередей я в наших закусочных и кафе не замечала. Как мне кажется, этот рынок в Невьянске полностью насыщен. Даже жители соседних населенных пунктов приезжают отдохнуть в развлекательном центре или просто посидеть в кафе именно к нам.

    Маленький Артинский городской округ тоже пытается быть привлекательным для туристов. Здесь и уникальный завод по производству кос и игл, и плантации женьшеня. В районе работает 14 предприятий питания. Плотный обед обойдется путешественнику в 80-120 рублей.

    - В сельской местности есть потенциал развития сети общепита за счет реконструкции столовых сельхозпредприятий, которые работают только в сезон посевных и уборочных работ, - рассуждает ведущий специалист по развитию потребительского рынка администрации Артинского городского округа Зинаида Гаина. - В целом же можно сказать, что ниша общепита заполнена. С одной стороны, все мероприятия - свадьбы, дни рождения, корпоративы - распланированы на год вперед. С другой стороны, днем наполняемость кафе и закусочных невысока: заведения полупустые, очередей практически нет.

    Малые накормят

    Впрочем, сами рестораторы не считают, что перспективы развития рынка в глубинке исчерпаны. Например, одно из кафе Невьянска принимает порядка 2000 посетителей в месяц в самые хорошие времена и около 1300 - в мертвый сезон. Средний чек заведения в вечернее время составляет 250-300 рублей, а бизнес-ланч в дневные часы обойдется в 120. По меркам небольшого города это достаточно хорошие показатели, которые свидетельствуют о востребованности в Невьянске качественных кафе.

    - В Невьянске мало заведений такого же уровня сервиса и обслуживания - всего два или три, - рассказывает директор предприятия Евгений Юдин. - По вечерам почти нет свободных столиков. Я думаю, если бы в городе открылось еще одно заведение с хорошим уровнем сервиса, оно было бы популярно и прибыльно.

    Практически все специалисты по развитию потребительских рынков небольших городов уверены: развивать общепит за пределами Екатеринбурга должен малый бизнес. Ведь это и рабочие места, и дополнительные налоги в муниципальный бюджет. Тем более что федеральным, региональным и международным сетевым компаниям периферия Свердловской области пока не кажется коммерчески привлекательной.

    Однако местные предприниматели не спешат открывать новые закусочные или кафе. Хотя бы потому, что процедура очень сложна и требует огромной подготовительной работы. Необходимо найти помещение, получить на него техническое разрешение и разрешение УГПС, обзавестись лицензиями на продажу алкоголя и право производства продуктов питания, купить посуду, инвентарь, технологическое оборудование и т. д. А после этого нет никаких гарантий, что проект окажется коммерчески успешным.

    Вероятно, пришлась бы кстати поддержка областных и муниципальных властей. Например, в Нижнем Тагиле развивать рынок общепита планируют с помощью грантов молодым предпринимателям в рамках программы поддержки моногородов. По той же схеме будут действовать и в некоторых других муниципалитетах. Однако для дальнейшего развития общепита нужен комплекс мероприятий и системный подход.

    Комментарий

    Дмитрий Ноженко, министр торговли, питания и услуг Свердловской области:

    - В последние годы на ресторанном рынке Свердловской области происходят серьезные позитивные изменения: ежегодно появляются новые предприятия, используются современные оборудование и технологии, осваиваются передовые системы управления бизнес-процессами.

    Минторг проводит различные мероприятия, направленные на развитие сферы общественного питания, и мониторинг состояния и перспектив этого бизнеса.

    Поделиться