Экспортеры зерна требуют от правительства доплаты за каждую проданную за рубеж тонну продукции

Вчера сразу два союза - Национальный союз зернопроизводителей и Российский зерновой союз объединились в едином желании получить госпомощь по вывозу зерна за границу.

Предложения бизнеса стали ответом на рекомендацию главы правительства Владимира Путина подумать о том, что делать с гигантскими запасами зерна, накопленными в стране.

Около 10 миллионов тонн было закуплено в государственный интервенционный фонд по более высоким ценам, чем те, которые сложились на рынке сейчас. Министр Елена Скрынник на вчерашней коллегии минсельхоза напомнила о недавнем распоряжении правительства, которое позволяет государственной Объединенной зерновой компании реализовать из интервенционного фонда один миллион тонн. Очевидно, речь идет о поставках за пределы страны. Министр заявила, что предполагается оказание гуманитарной помощи Монголии и Киргизии. Об условиях других поставок Елена Скрынник говорить не стала, сославшись на коммерческую тайну компании.

Хотя для экспортеров условия распродажи интервенционного фонда - явно принципиальный вопрос. Президент РЗС Аркадий Злочевский рассказал, что, несмотря на снижение производства пшеницы в мире и рост ее потребления, запасы продолжают расти. Естественно, цены в такой ситуации сравнительно низкие. Во всяком случае, ниже, чем те, по которым наполнялся интервенционный фонд. Значит, с выгодой для государства продать из него зерно пока невозможно. А искусственное снижение цены может вызвать падение мировых цен. При таком раскладе частные компании-экспортеры вынуждены будут снизить закупки у производителей зерна. А ведь пшеница на продажу есть не только у государства. Несколько миллионов тонн предлагает бизнес.

Лидер Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин предложил целый комплекс мер по поддержке спроса на пшеницу и ограничению ее производства. Во-первых, союз выступает за субсидирование экспорта. В РЗС предлагали эту меру еще полтора года назад. И даже добились, по словам Аркадия Злочевского, выделения денег. Но, в конце концов, они были потрачены на интервенционные закупки. Сейчас, по расчетам РЗС, на каждую тонну зерна, проданную за рубеж, правительство должно доплачивать экспортерам по 30-50 долларов. Если представить себе, что под субсидии попадут 20 миллионов тонн - примерно столько из России вывозят зерна за год, - потребуется около 25 миллиардов рублей. Накануне Владимир Путин назвал консолидированный бюджет поддержки сельскохозяйственного производства в прошлом году - 300 миллиардов рублей.

Помимо субсидий экспортерам Павел Скурихин предложил еще ввести понижающий коэффициент 0,5 к тарифам на железнодорожные перевозки зерна начиная не с 1101-го километра, как сейчас, а с нулевого. Кроме того, НЗС выступает за ограничение максимального уровня оплаты за использование вагонов-зерновозов и просит разрешить перевозить зерно в универсальных контейнерах.

Последнее особенно важно для выхода на зерновой рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. У нас на востоке страны нет отгрузочного зернового терминала, и это сдерживает экспорт. А контейнер можно легко перегрузить с железной дороги на пароход и без специальных сооружений.

Еще одна мера - изменения в техрегламент на пиво, стимулирующий использование ячменного солода. Кроме того, НСЗ предлагает планировать посевы на основе балансов производства и потребления зерна, а также субсидировать пары - незасеянные, но обработанные поля.

Елена Скрынник не стала комментировать эти предложения, объяснив, что их предстоит еще изучить и согласовать с другими ведомствами. Хотя и без согласований возникает вопрос: откуда деньги? Впрочем, у минсельхоза они могут появиться. Елена Скрынник сообщила, что собирается перераспределять средства госпрограммы развития сельского хозяйства от регионов, где их используют неэффективно, к тем, кто получает от господдержки результаты.