Валерий Левченко: Новостные агентства испытывают дефицит квалифицированных кадров

Сегодня в южнокорейской столице завершил работу конгресс ведущих информационных агентств стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в ходе которого обсуждалось их будущее и пути дальнейшего развития.

Саммит прошел при поддержке Организации новостных агентств Азиатско-тихоокеанского региона (ОАНА) и южнокорейского информационного агенства "Рёнхап". Для участия в его работе в Сеул прибыли более 90 руководителей средств массвойо информации из 35 стран мира, а также специалисты по медиа-индустрии. Российские СМИ на этом форуме представляли ИТАР-ТАСС и РИА-Новости. Центральное телеграфное агентство КНДР также является членом данной организации, но на приглашение принять участие в работе конгресса ответила молчанием.

За несколько дней работы форума руководители информационных агентств смогли обменяться мнениями по наболевшим проблемам. Основные дискуссии развернулись вокруг проблемы выживания информационных агентств в новых условиях. "Без сомнения новостные агентства могут стать наиболее конкурентоспособными на медиа-рынке. Но только, если они смогут своевременно предоставлять новости, которым потребители будут доверять", - подчеркнул в своем выступлении на саммите профессор Сеульского госуниверситета Кан Нам Чжун. По словам корейского эксперта, размещение новостными агентствами информационных материалов в интернете может нанести существенный удар по газетам, являющимися их крупнейшими клиентами. Но в то же время интернет не является для агентств угрозой, а возможностью расширения своего бизнеса. В странах, где он легкодоступен населению, потребители могут быстро переориентироваться на новостные агентства, как источник надежной и достоверной информации.

Профессор Университета Боулинг Грин (США) Оливер Бойд-Барретт, выступая перед участниками форума, отметил также необходимость перемен в системе доставки информации потребителю, используя новые возможности мобильной связи и интернета. Особое внимание он обратил на использование видеоновостей как новой модели подачи материала. "Производство видео становится намного дешевле. Одновременно быстро растет на него спрос, а умение создавать профессиональное новостное видео становится обычным журналистским навыком", - подытожил американский ученый.

Мнения выступавших участников конгресса нашли отражение в совместной декларации, принятой по его итогам. Она нацелена на расширение отношений сотрудничества и обменов между участниками ОАНА. В частности, подчеркнута важность взаимного обмена видео- и аудиоматериалами, новостными программами и инфографикой.

ОАНА была создана в декабре 1961 года по инициативе ЮНЕСКО. Данная организация внесла за последние десятилетия значительный вклад в укрепление сотрудничества между информационными агентствами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она также является важным звеном мирового информационного пространства, способствующим развитию взаимодействия новостных агентств в борьбе с современными вызовами и угрозами.

Комментарий

Валерий Левченко, заместитель главного редактора информационного агентства РИА-Новости:

- В настоящее время новостные агентства сталкиваются с разными проблемами. Наиболее важной является дефицит квалифицированных кадров. Современный рынок информационной продукции требует от журналиста не только умения красиво писать, но и хорошо фотографировать, снимать видео, т.е. свободно чувствовать в мультимедийном мире. Современный репортер должен хорошо представлять, какой материал идеальным образом сможет проиллюстрировать ту заметку, которую он написал. Воспитание таких кадров отнимает достаточно много времени и ресурсов новостных агентств.

Другим глобальным вызовом, с которым столкнулись новостные агентства, стало повсеместное распространение интернета. В прошлые годы в мире прессы была жесткая иерархия. Ньюсмейкер "питал" информацией крупные информационные агентства, они передавали ее газетам и телеканалам, а последние уже доставляли конечному потребителю. Сейчас же эта цепочка нарушена.

Ньюсмейкер может с помощью сайтов и блогов в интернете обращаться напрямую к потребителю, также стали сейчас поступать и новостные агентства. Часто случается так, что ньюсмейкер обращается к потребителю через газету или телеканал, и тогда уже новостные агентства цитируют их. Однако у новостных агентств есть по сравнению с остальными СМИ одно преимущество. Все они работают в круглосуточном режиме и готовы в любое время выдать информацию на свои ленты. Печатные же СМИ и телевидение привязаны к определенным циклам.

И, наконец, информационным агентствам в условиях жесткой конкуренции приходится более реально оценивать свои силы и находить компромисс между качеством и оперативностью подачи материала. Нередко бывает выгоднее приобрести информационный продукт у своих зарубежных партнеров, чем создавать его своими силами и таким образом "терять очки" на оперативности и качестве. Процесс оценки идет непрерывно, и под каждый конкретный информационный повод приходится делать такой выбор.