Мэры уральских городов массово подают в отставку

Мэры городов Свердловской области один за другим подают заявления об отставке. Такой массовый исход градоначальников происходит впервые в России.

Заявление об уходе по собственному и не очень желанию за последний месяц подали уже мэры трех малых городов - Артемовского, Гари и Верхней Салды. По нашей информации, о том же задумались главы еще нескольких муниципальных образований.

Впрочем, уход первенца - главы Артемовского Юрия Манякина - добровольным назвать сложно. Инициировал его отставку губернатор Свердловской области Александр Мишарин. После того как в конце зимы в замерзающий город для наведения порядка вынужден был уехать жить и работать заместитель министра энергетики. Несколько недель работы внешнего управляющего показали: если заниматься делом, то вернуть тепло в дома можно. Вслед за потеплением в квартирах губернатор выступил с инициативой к местной Думе лишить полномочий главу администрации Артемовского за неспособность предотвратить коллапс систем жизнеобеспечения города.

Это едва ли не первый в стране случай, когда глава региона воспользовался поправкой в Федеральный закон N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которая дает право губернаторам инициировать отставку мэров, не справляющихся со своими обязанностями.

Депутаты местной Думы отставку без вопросов поддержали. Сейчас решается вопрос, как в течение ближайших двух месяцев "безболезненно", по словам Александра Мишарина, провести в муниципалитете смену власти. И все чаще звучат предложения поставить во главе города не выборного градоначальника, а назначенного управленца: сити-менеджера.

Артемовский прецедент на Урале поначалу восприняли лишь как показательный урок для неэффективных руководителей.

- Повод для инициации отставки можно найти в каждом втором муниципалитете, если хорошо поискать в секторе ЖКХ и в сфере реализации межбюджетных отношений, - считает директор Института стратегического анализа и социального проектирования Эдуард Абелинскас. - Всем главам, которые это еще не поняли, очень понятно объяснили. Но я думаю, что случаи снятия мэров будут прецедентно-единичными.

Однако одним мэром дело не ограничилось. Главы проблемных муниципалитетов, не дожидаясь инициативы сверху, решили добровольно освобождать кресла. После того как заявления о сложении полномочий подали глава Гаринского городского округа Анатолий Шевалдин и Верхней Салды - Николай Тихонов, политологи начали говорить о тенденции и возможности принципиального изменения системы местной власти.

- Безусловно, с неэффективными управленцами надо бороться. И мэров, не выполняющих свои обязанности, у нас действительно хватает, - сказал корреспонденту "РГ" глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев. - Но я боюсь, что под флагом борьбы с плохими управленцами попытаются отменить принцип выборности глав муниципальных образований. И это может быть большой ошибкой.

О том, что главы муниципальных образований должны быть в первую очередь эффективными управленцами, губернатор Александр Мишарин заявил, как только возглавил регион. Для наведения порядка он ввел систему критериев работы как для членов регионального правительства, так и мэров городов.

Апрель стал первым отчетным месяцем по этой схеме. В итоге в отставку за невыполнение поставленных задач ушел глава региональной энергетической комиссии Николай Подкопай. Видимо, к "неуду" приблизились отчеты и подавших в отставку мэров.

По нашим сведениям, в тех же Гарях коммунальная политика руководства местной администрации давно вызывала недовольство: 13 из 15 депутатов на одном из заседаний потребовали отставки Шевалдина. Для самого Александра Мишарина заявления мэров о добровольной отставке, видимо, были несколько неожиданными. Он сказал, что с каждым будет разбираться отдельно. Тем не менее жесткий подход к должностным обязанностям глав губернатора нисколько не смущает.

- Мы не исключаем ситуации с отставкой мэров и по другим городам, - заявил Александр Мишарин. - Введение в муниципалитетах должности сити-менеджеров считаю возможным в определенных условиях, которые должны быть обязательно оговорены в уставе города и утверждены депутатами. Такая схема позволяет разделить полномочия и создать более эффективный механизм управления.

Но пока суд да дело, губернатор ввел для управления города Артемовский должность - спецпредставитель главы региона. До тех пор, пока город не обзаведется собственным руководством, часть обязанностей главы будет исполнять он, разделив властные полномочия с председателем гордумы, которой достались представительские функции, и первым заместителем главы администрации, ответственным за проблемы городского хозяйства.

Назначать и увольнять чиновников специальный представитель не сможет, права финансовой подписи он не имеет. Его главная задача - контроль и "связь с центром".

- Он должен передавать информацию о состоянии дел в городе и сигнализировать, если кто-то попытается идти не в ногу, - обрисовал круг его полномочий глава свердловского правительства Анатолий Гредин.