Сегодня "Российская газета" публикует закон, который регулирует и уточняет процедуру хранения, реализации и уничтожения вещественных доказательств по уголовным делам.
Доказательства по уголовным делам бывают разными - одиночными и коллективными, большими и маленькими. Один вопрос, если вещдок - это папка с документами, и совсем другое, если доказательство вины - фура, набитая продуктами.
Хранение и уничтожение вещественных доказательств по уголовным делам - это отдельная, огромная и серьезная тема, решение которой бывает не менее актуально, чем расследование самого преступления. Любой следователь даже в небольшом населенном пункте знает, что вещдоками часто бывают забиты все имеющиеся помещения и двор райотдела. А что говорить о составах в десятки вагонов?
В Уголовно-процессуальный кодекс, точнее, в его две статьи про вещдоки, внесены серьезные изменения. Теперь доказательства, которые из-за громоздкости или по другим причинам не могут храниться в уголовном деле, будут проданы или уничтожены. Это делается либо с согласия их хозяина, либо по решению суда. Причем суд понадобится лишь в том случае, если хозяин груза не дает согласия на уничтожение или продажу вещдоков. Раньше такое решение принимали органы дознания и следствия.
Еще важный момент нового документа - теперь только правительство имеет право определять порядок уничтожения вещественных доказательств, если они скоропортящиеся или быстро старятся. В основном имеется в виду всевозможная алкогольная и прочая спиртосодержащая продукция, а также те предметы, которые при долгом хранении могут оказаться просто опасными для людей или окружающей среды.
Зачем понадобилось вводить норму об обязательном согласии владельца на продажу или уничтожение вещественных доказательств? Такая процедура позволит исключить злоупотребление со стороны сотрудников правоохранительных органов, а также защитить имущественные права граждан.
- Комитет по законодательству внес ряд поправок, в соответствии с которыми реализация или уничтожение вещественных доказательств может происходить только с согласия их владельца, - заявил первый заместитель председателя Комитета по законодательству и один из авторов поправок Владимир Груздев, когда закон принимался в окончательном чтении. - Кроме того, решение о реализации или уничтожении вещественных доказательств позволит максимально сократить расходы государства, связанные с их хранением.